Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (июль 2006) - 26 июня - 2 июля. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

26 июня - 2 июля. Федеральная политика и регионы

 

Русских зовут в Россию: как это будет? - Оппозиция против С. Дарькина: Президент выслушал аргументы губернатора. - Начало существование Камчатского края откладывается. - Ростовский губернатор попросил федеральный центр выполнять свои обещания. - Венчурным фондам в России быть.

Анна Осетрова

Начало недели ознаменовалось стартом, похоже, еще одного крупномасштабного федерального проекта. В понедельник, 26 июня, стало известно, что Владимир Путин подписал указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом".  Документ содержит программу по оказанию содействия добровольному переселению и соответствующий план мероприятий по ее реализации. Исполнения программы будет контролироваться межведомственной комиссией во главе с помощником президента Виктором Ивановым. Программа предполагает три этапа. На первом (2006 год) планируется  провести нормативно-правовую и информационную работу, во время которой российские регионы должны будут, представить оценки своих потребностей в трудовых ресурсах. Только на втором этапе (2007-2008 годы) начнется непосредственное добровольное переселение участников госпрограммы. И на третьем (до 2012 года) пройдет реализация региональных программ переселения и оценка их результативности. При этом государство собирается компенсировать соотечественникам расходы на добровольный переезд в Россию и на перевозку личного имущества. Также добровольно переселяющиеся имеют право на получение различных форм государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе шестимесячного пособия до получения гражданства России. "Пилотными" регионами для реализации программы в Указе названы Красноярский, Хабаровский и Приморский края, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области.

Основной причиной подписания этого Указа является, безусловно, то, что в стране назревает серьезный демографический кризис. Начиная с 1993 года естественная убыль населения  имеет устойчивый характер. По данным статистики, за 13 последних лет число умерших граждан страны превысило родившихся на 11,2 миллиона человек. Президент убежден, решить эту проблему позволит грамотная демографическая и миграционная политика. Чтобы преодолеть кризис стране необходимо принимать около миллиона мигрантов в год. В вопросе переселения упор делается на русскоязычных переселенцев. После распада СССР за российской границей оказалось 25 млн русских, из которых вернулись на родину всего 5 млн. Таким образом, оставшиеся 20 млн и есть главный миграционный ресурс страны.

Однако, несмотря на все преимущества программы, многие эксперты оценивают шансы привлечь мигрантов из ближнего зарубежья весьма скептически. Главная причина, по которой результат может не превзойти ожидания, кроется в социально-экономическом аспекте. Россия еще не достигла такого уровня жизни, чтобы сюда ехали работать русские в таких огромных количествах. Хотя сама по себе инициатива похвальная. Вместе с этим очевидно, что подобные начинания не затмевали собой стимуляция рождаемости на территории самой страны.  Это, конечно, более долгая, но наиболее верная перспектива.

 

27 июня, во вторник В. Путин провел рабочую встречу с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным. Согласно официальным сообщениям глава государства и приморский губернатор обсудили вопросы социально-экономического развития региона. Однако, вероятнее всего, встреча была приурочена к другому событию. Дело в том, что  в регионе несколько обострились отношения между его главой  и местной законодательной властью. 22 июня оппозиционный независимый депутат законодательного собрания Приморья Николай Марковцев объявил о начале сбора подписей краевых парламентариев за выражение недоверия губернатору. Началом этой инициативы стало обнародование отчета об исполнении бюджета 2005 года, в ходе которого выяснилось, что ряд расходных статей был профинансирован менее чем на 10 %. Несмотря на то, что приморский прошлогодний бюджет изначально был глубоко дефицитным, в нем были заложены значительные суммы на финансирование второстепенных, по мнению депутата, статей расходов (например, футбольного клуба "Луч-Приморье"). Поэтому ряд парламентариев обвинил губернатора Дарькина в неэффективном расходовании бюджетных средств. Однако большинство депутатов одобрили отчет, представленный администраций.

Для того чтобы включить вопрос о вотуме недоверия губернатору в повестку дня сессии, необходимо собрать подписи 13 депутатов. Пока инициативу А. Марковцева поддержал только один его  коллега представитель партии "Родина" А. Мамошин. При этом руководитель фракции "Единая Россия" в приморском парламенте, в состав которой входят 29 из 38 избранных депутатов, Юрий Степанченко заявил, что единороссы не собираются поддерживать эти настроения. Поэтому говорить о реальности идеи оппозиционного депутата, видимо, не приходится. Однако прецедент получил достаточно широкую огласку с региональных и федеральных СМИ, поэтому сам Марковцев настроен решительно. Он намерен дальше продолжать агитационную деятельность и направить обращение к Президенту В. Путину с призывом отстранить губернатора от должности как не справившегося с полномочиями. Не исключено, что глава государства решил выслушать доводы С. Дарькина заранее.

 

Из событий в законодательной сфере деятельности федеральной власти можно выделить продолжение процесса появления на карте России нового субъекта Федерации: Камчатского края. В среду состоялось пленарное заседание Государственной Думы, на котором принят во втором чтении Федеральный Конституционный закон об образовании Камчатского края. Мы уже писали о начале законотворческого процесса по очередному объединению ("5 - 11 июня. Федеральная политика и регионы"), но  нужно отметить, что ко второму чтению  в проект закона внесена одна поправка: переходный период при создании Края продлён на один год. Вместо ранее планировавшегося окончания переходного периода 31 декабря 2007 года, переходный период будет закончен 31 декабря 2008. Переходный период начинается с момента назначения губернатора Камчатского края с 1 июля 2007 года. Этот срок в законе остался без изменений. В октябре 2007 года избирается краевой парламент и дальше необходимо сформировать новые органы власти, губернатору - единую администрацию края, разработать механизмы управления "бывшей" Корякской автономией (как территорией с особым статусом), проработать бюджетные вопросы и вопросы единой нормативно-правовой базы.  Однако главным вопросом является проблема, которую можно было бы назвать "проблемой двух бюджетов". Если в июле 2007 будет назначен губернатор, в октябре будет сформирован представительный орган, а в 2007 году финансирование ещё идёт на разные субъекты - как один губернатор сможет распоряжаться двумя бюджетами? Предполагается, что в начале один будет распоряжаться двумя бюджетами. Хотя может быть, будет создана, как это планировалось на предварительном обсуждении, должность вице-губернатора - главы администрации округа с особым статусом. Есть еще ряд вариантов, которые должен продумать новый губернатор края. И для этого ему также нужно время. В принципе, если все эти проблемы будут решены раньше 31 декабря 2008 года  сократить этот срок не запрещает.

 

В четверг  состоялось на заседании Правительства прошло очередное обсуждение социально-экономической ситуации в отдельно взятом регионе. На этот раз речь шла о Ростовской области. Отличительной особенностью выступления главы региона В. Чуба стало то, что построил свой доклад так, чтоб не обсуждать вопросы, решение которых зависит от областного бюджета, а говорить об областных проблемах, которые нужно решать с помощью от федерального центра.

Особенно жестким стало обсуждение проблем переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, реконструкции и ремонте федеральных дорог, проходящих по территории области, передаче в управление области федеральной собственности, находящейся на территории региона. Кроме этого, В. Чуб выступил с предложениями о реструктуризации угольной отрасли с учетом решения вопросов экологии. Для области эта проблемы чрезвычайно актуальна: из 64 шахт, ранее работавших в Ростовской области, закрыто 50, иначе говоря, 25 % закрытых в России шахт находятся на территории Ростовской области. При этом, напомнил губернатор, закрытие шахт шло в очень напряженной обстановке, сопровождалось забастовками. Федерация обещала помочь области - выделить средства на реструктуризацию угольной отрасли - речь шла о выделении 7,7 млрд рублей, в том числе - 2 млн - на строительство жилья для бывших горняков, 3 млн - на экологию. Однако реально выделялись суммы значительно ниже запланированных. 100 тысяч бывших горняков, или каждый десятый житель шахтерских районов области, сейчас безработный.

Выступление В. Чуба на заседание кабинета министров было пронизано тезисами о том, что федеральные чиновники попросту не выполняют свои обещания и даже обязанности. В итоге губернатор сказал смелую, но весьма разумную фразу: "Свои проблемы и пытаемся решить и решаем сами, однако просим федеральный центр исполнять и свои обязательства".

Возможно, именно с этим связана волна критики, которая обрушилась на В. Чуба после того, как он закончил выступать. Например, министра природных ресурсов Ю. Трутнева возмутило то, что за рамками доклада остались такие вопросы, как динамика изменений ВВП, бюджетной обеспеченности, формирование расходной части, инвестиционного фонда. На заседаниях правительства, подчеркнул Трутнев, должны обсуждаться системные вопросы, а не частные, которые рассматриваются в другом месте. Хотя в каком именно не уточнил. Замечания господина Трутнева активно поддержал премьер-министр, сказав, что все эти показатели должны обязательно озвучиваться. Хотя, на наш взгляд, формат, который использовал глава Ростовской области, является все-таки более конструктивным, чем протокольное зачитывание статистики и отчета о достижениях. Именно таким должен быть диалог между центром и регионами. И заседание кабинета министров, пожалуй, наиболее подходящее для этого место.

 

В пятницу состоялась встреча главы государства с министром экономического развития и торговли РФ, центральной темой которой стала ситуация с расходованием средств Инвестиционного фонда. Г. Греф информировал Президента о том, что четыре первых проекта-претендента на государственные инвестиции уже отобрано (см. "12-18 июня. Федеральная политика и регионы"), а еще три проекта будут определены в самое ближайшее время. Несмотря на то, что до конца текущего года в Инвестиционном фонде будет аккумулировано около 70 млрд рублей, на реализацию одобренных проектов буде потрачено всего около 13-14 млрд. Возможно, именно в связи с этим в Министерстве экономического развития и торговли было принято решение начать инвестиционное финансирование создания венчурных фондов.

По словам Г. Грефа, Правительство РФ одобрило идею о создании двух моделей таких фондов. Во-первых, планируется сформировать небольшой фонд для финансирования инновационных разработок в сфере информационных технологий. Предполагается, что в текущем году он составит примерно 3 млрд рублей, и будет наполняться по схеме частно-государственного партнерства: 1,4 млрд рублей государственных инвестиций и 1,5 млрд рублей  средства инвесторов. Во-вторых, будет создан так называемый "Фонд фондов" - акционерное общество, в котором будет находиться до 15 млрд рублей единовременно. Из этого Фонда будут пополняться другие фонды в области нанотехнологий, биотехнологий, ядерных технологий. Средства будут распределяться силами управляющей компании, которую определит правительственная комиссия.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта