Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - 31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

 

Алексей Сергеевич, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер провел исследование, в котором на материале экономических итогов 2005 года показал, что рост промышленного производства в целом по стране составил 4%, однако, очагами роста стали - Дагестан (35,5%), Московская область (29,6%), Москва (22%), то есть несырьевые регионы, а вот в регионах-сырьевиках наблюдается спад. С чем связана такая ситуация, можно ли констатировать, что сырьевики достигли предела своих производственных мощностей, и о чем говорит наблюдаемая тенденция?

Тенденции лучше просматриваются не по двум-трем крайним случаям, а по всему списку регионов. Сразу же, при первом взгляде на данные Росстата, которые анализирует Е. Гонтмахер, видно, что рост производства выше среднего по стране наблюдается в нескольких типах регионов. Во-первых, регионы приграничные, ориентированные на экспорт и импорт, на связи с внешним миром – как Карелия, Приморский край, Калининградская область. Во-вторых, аграрные регионы - регионы – Ростовская, Белгородская области, Ставропольский край. В-третьих, регионы – «середняки», прежде не очень успешные. Подъем в них начался позже, а теперь подтягиваются: Брянская, Воронежская, Костромская, Пензенская области, Марий Эл. В-третьих, северо-кавказские республики, как Дагестан и Кабардино-Балкария. В них большую роль играют мелкие предприниматели, частные и семейные – они слабо, очень приблизительно, отслеживаются статистикой, в значительной своей части находятся в неформальной, «серой» области. Вывести их на поверхность, показать в отчетности – уже получится рост по сравнению с предыдущим периодом. Возможно, именно такой рост там и происходит, нужно разбираться внимательнее. Наконец, Москва и Подмосковье.

Очень разные группы регионов, но, если искать причины их роста, то в результате, «по цепочке», они приводят, в основном, к тем же самым дополнительным доходам в сырьевых, добывающих отраслях. Растет выручка от продажи сырья – увеличивается торговый оборот, растет спрос на потребительские товары, правительство получает дополнительные средства на поддержку отстающих – проявления разные, а причина, в общем, одна и та же. Преимущественно сырьевой характер экономики, преимущественно сырьевой «мотор» роста – по-прежнему актуальная реальность.

Средний рост обрабатывающей промышленности составил 5,7%, причем снижение объемов отмечено в 21 регионе, а среди лидеров все те же Дагестан, Московская область и Москва. Не слишком ли большое влияние на страну оказывают поступающие нефтедоллары, можно при такой ситуации говорить о реальной диверсификации экономики?

Думаю, можно говорить, даже с уверенностью, о том, что рост доходов от нефти теперь заметно сказывается на других отраслях, прежде всего связанных с потреблением, услугами. Пищевая отрасль, услуги связи, торговые сети, теперь на очереди жилищное строительство, коммунальное хозяйство. Не знаю, насколько этот рост прочный, не знаю, что с ним будет, когда с сырьевыми доходами все будет не так хорошо, как сейчас – но пока рост через увеличение потребительского спроса существует, его влияние на экономику регионов хорошо заметно. В истоках такого роста, повторюсь, все-таки сырьевые доходы. Разнообразие увеличивается, растущих отраслей больше. С настоящей диверсификацией – пока не очень.

Одним из важнейших индикаторов социального благополучия являются объемы и темпы жилищного строительства. В среднем по стране в прошлом году было введено на 6,3% больше, чем в 2004 году. Но эксперты говорят, что указанные темпы должны быть как минимум в три раза больше. В 26 субъектах в прошлом году отмечено падение. Ваше мнение по этому поводу?

Сейчас в жилищном строительстве очевидна большая неравномерность между регионами – где-то уже пошла вверх, где-то по-прежнему лежит. Обычная картина для отраслей, где подъем только начинается: есть очаги роста и есть основная масса, где импульсы роста еще не сказались. Через несколько лет распределение должно выровняться, сгладиться.

Реально денежные доходы населения возросли, учитывая инфляцию, на 8,9%. Однако, при среднемесячном показателе зарплаты в Ямало-Ненецком автономном округе работник получил 27,4 тыс. руб., а в Дагестане 3,88 тыс. руб. Такой разрыв трудно оправдать тем, что на Ямале добывают газ, а в Дагестане нет экспортных полезных ископаемых? Чем причина такого разрыва и к чему он ведет как с социальной, так и с экономической точки зрения?

Причин несколько, и я не стал бы их драматизировать. Во-первых, в Дагестане заметно выше роль натурального, подсобного хозяйства, вообще экономики самообеспечения, которая не отражается в денежных доходах, а на Ямале все нужно покупать, причем задорого. Во-вторых, если говорить в целом, в России есть небольшое число регионов с крайними, полярными показателями. Если их сопоставить, посчитать между ними разрывы и контрасты – получается впечатляюще. При этом таких крайних случаев мало, а большинство регионов находится в примерно похожих условиях: как правило, хуже статистического среднероссийского уровня, но и не в «зоне бедствия». Им, тихим середнякам, в каком-то смысле, труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем самым бедными и отстающим. О тех, кто в самом низу списка, федеральная власть заботится, средства на выравнивание социальных условий увеличиваются.

 

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта