Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - 28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

 

Алексей Титков

Алексей Сергеевич, на днях Президент подписал указ, запускающий госпрограмму по оказанию содействия по переселению в Россию соотечественников, живущих за рубежом. Госпрограмма предполагает выделение средств из бюджета на дорогу до нового места жительства, на обустройство, получение компенсационного пакета. При этом социальная поддержка, трудоустройство и обеспечение жильем – будут осуществляться на региональном уровне. У многих аналитиков эта программа вызывает скептическое отношение, поскольку возникает слишком много «но». Во-первых, эффективность выделения и расходования средств, во-вторых, жилье, которого и без того не хватает, в-третьих, остается вопрос – кто к нам поедет, какой будет контингент? Какова Ваша точка зрения?

Программу такого масштаба, по-моему, нужно оценивать не только с точки зрения достижимости заявленных в ней целей, но и как политическую декларацию о намерениях, нужную для того, чтобы понравиться гражданам и избирателям. В этом измерении программу переселения соотечественников можно считать выигрышным ходом, как и объявленные раньше национальные проекты.

Если говорить о самой программе, то я бы не взялся оценивать, сколько людей она сможет привлечь и насколько хорошо будут распределены и потрачены средства на реализацию программы. Допустим, что условия, предложенные переселенцам, окажутся подходящими, многие поедут и действительно получат значимую помощь на обустройство. Почему бы и нет?! Но я хотел бы обратить внимание на другое.

Судя по тексту программы, ее разработчики одну из главных проблем видели в том, что миграционный поток существует, но носит стихийный характер, и нужно его отрегулировать, направить в нужную сторону. На приграничные территории, в районы с крупными инвестиционными проектами, в регионы с сильной депопуляцией – то, что в программе обозначено как категории «А», «Б», «В». Туда, куда никто не едет, а соотечественники, согласно программе, должны поехать, потому что им дадут «подъемные» и будут платить пособия. На самом деле, справиться со стихийным характером миграции будет чрезвычайно трудно, или, проще сказать, невозможно.

На время, пока будут действовать особые условия для переселенцев, территории «А», «Б» и «В» еще могут казаться привлекательными, а дальше, когда льготы закончатся, опять начнут действовать обычные приоритеты. Самыми привлекательными опять окажутся крупнейшие города, большие региональные центры. Притяжение больших городов - слишком сильное, никакая госпрограмма его не перевесит. В них переселенцы и направятся - а там, как правильно пишут авторы программы, и так сильная нагрузка на инфраструктуру, социальная напряженность и межнациональные трения. Все эти проблемы в крупных центрах можно и нужно решать - но ведь деньги «на мигрантов» пойдут в совсем другую сторону, на категории «А», «Б» и «В». Силы и средства будут направляться не в те регионы, куда люди приедут, а в те, откуда они все равно уедут.

А нет ли опасности, что вместо русских, живущих за рубежом, сюда приедут граждане бывшего СССР: казахи, узбеки и т.д.?

Вместо русских – вряд ли, вместе с русскими – возможно. Никаких барьеров по этническому признаку при действующем российском законодательстве ввести, наверно, не получится. Кроме, может быть, экзамена на знание русского языка: в преамбуле программы уточняется, что соотечественники – это люди, воспитанные в традициях российской культуры и владеющие русским языком. Не исключено, что разработчики программы пришли к выводу, что миграция других этнических групп из бывшего СССР – скажем, совсем умозрительно, массовое переселение узбеков в дальневосточные регионы, на китайскую границу – предпочтительнее, чем демографическая пустота на той же самой территории.

Возможно, что они, правы. Проблему, повторюсь, я вижу в том, что программа помощи переселенцам может быть, привлечет людей в Россию – уже хорошо, уже результат – но вряд ли удержит их в тех районах, где хочет удержать. Люди живут не там, где нужно государству, а там, где им лучше – такие они, извините, стихийные.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта