Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (март 2006) - 27 марта – 2 апреля. Федеральная политика и регионы: итоги недели.
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

27 марта – 2 апреля. Федеральная политика и регионы: итоги недели.

 

Власть и бизнес: традиционная встреча президента с предпринимателями – Перспективы развития российского ТЭК: заседание правительственной комиссии – Межбюджетные отношения: выполнение ФЦП и ФАИП обсуждались в Правительстве – Социально-экономическое развитие регионов: Астраханская область и регионы Урала – Пятый нацпроект – инициатива регионов

Анна Осетрова

События, происходившие на федеральном уровне на прошедшей неделе и имеющие, так или иначе, региональное содержание, можно условно объединить в три блока. Это продолжение обсуждения ситуации с социально-экономическим развитием ряда регионов, развитие внутриправительственной дискуссии о межбюджетных отношений, а также актуализация сюжета о взаимоотношениях власти и бизнеса. Последняя тема не столь часто обсуждается на федеральном уровне, однако имеет пусть косвенное, но серьезное значение для регионов, в которых крупный бизнес работает.

29 марта, в среду состоялась встреча главы государства с представителями крупнейших российских компаний и объединений предпринимателей. Встречи Владимира Путина с российской бизнес-элитой уже стали традицией, начало которой было положено еще во времена Бориса Ельцина. Первая встреча нынешнего Президента с представителями бизнеса состоялась в июне 2000 года, когда, напомним, было объявлено официальное мнение Кремля по поводу системы взаимоотношений бизнеса и власти. По сути, провозглашалась необходимость деполитизации бизнеса, представители которого должны были оставить попытки проникновения в структуры высшей исполнительной власти. В обмен на принятие этих правил государство пообещало предоставить бизнесу относительную свободу экономической деятельности. С тех пор такие встречи стали ежегодными.

Тематика и структура диалога между властью и бизнесменами, показало, что взятый В. Путиным шесть лет назад курс в целом выдерживается. Первую тему для разговора обозначил Президент – развитие российского образования. «Образование в череде приоритетных вопросов занимает особое место», – подчеркнул он. Бизнесу отводится особая роль в этом национальном проекте: по мнению В. Путина, предприниматели могли бы самостоятельно создать систему профессиональных стандартов и включиться в разработку рейтинговой системы оценки деятельности образовательных учреждений. От лица предпринимателей высказался председатель «Деловой России» Борис Титов и идею поддержал. Он отметил, что сегодня образование работает по принципу "системы в системе", практически не реагируя на внешние импульсы. Рейтингование учебных заведений могло бы не только вернуть образование к действительности, но и стать показателем исполнения национального проекта. Рейтинги всех вузов позволят, в том числе, и оценить результаты его реализации. При этом рейтинг должен носить характер частно-государственного партнерства: бизнес может взять на себя всю подготовительную и организационную часть, а государство, исходя из подготовленных рейтингов, выстраивать свое отношение к системе образования. Только «двойной контроль» может сделать ее эффективной.

После того, как представители бизнеса пообещали Президенту включиться в реализацию национальных проектов, глава государства выслушал, какие вопросы волнуют самих предпринимателей. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сначала поблагодарил главу государства за решение проблемы выкупа земель под приватизированными предприятиями, а затем потребовал от Президента ясности в отношении законодательства в сфере налогового администрирования. На это В. Путин лаконично заметил, что закон вступит в силу, как и планируется, с 1 января 2007 года и будет работать.

Речь идет, говоря официальным языком, о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса РФ, которые касаются совершенствования процедуры налогового администрирования. Неофициально же это называется борьбой с «налоговым террором». Предполагается, что благодаря этому законопроекту отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками должны стать более цивилизованными и прозрачными. В первом чтении законопроект был утвержден Государственной думой в октябре 2005 года. Уже тогда представители бизнеса заявили, что правительственные предложения не решают поставленную президентом задачу, а порой даже ухудшают положение компаний по сравнению с нынешним. Ко второму чтению было внесено свыше 1000 поправок.

Так, в Налоговом кодексе предлагается прописать презумпцию невиновности налогоплательщика: налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в законном порядке. И даже признание налогоплательщика виновным в совершении конкретного налогового нарушения не должно быть основанием для признания его недобросовестным в иных налоговых правоотношениях. Предлагается также привлекать к ответственности сотрудников налоговых органов: внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс, которые позволяли бы компании в случае, если инспекция вела себя неправомерно, взыскивать свои убытки с бюджета или требовать наказания конкретных сотрудников ФНС. По мнению законодателей, компания вправе требовать от налоговиков соблюдения налоговой тайны и налогового законодательства. Если компания обнаружит в решении инспекции нарушение закона и письменно заявит об этом, она вправе не выполнять требования налоговиков до тех пор, пока не получит содержательный ответ на свое заявление. Срок исполнения требований об уплате налога не должен быть меньше 10 дней, выемка документов может проводиться исключительно в рамках выездной проверки, а на обсуждение результатов налоговой проверки руководитель инспекции должен пригласить налогоплательщика, убеждены авторы поправок.

Представители бизнеса очень рассчитывают на принятие этих поправок, что они еще раз подтвердили на встрече с главой государства.

На этой же неделе встреча с представителями крупного бизнеса состоялась и в Правительстве РФ. 31 марта прошло заседание правительственной комиссии по вопросам развития ТЭК. Напомним, в состав комиссии входят руководители нефтегазовых компаний страны, высокопоставленные чиновники федеральных органов власти – министерств, служб и других ведомств. В частности, среди руководителей компаний в состав комиссии входят президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, президент «Транснефти» Семен Вайншток, глава «Газпрома» Алексей Миллер, руководитель РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. На заседании обсуждались перспективы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также методы сдерживания цен на горючее в период весенней посевной.

Ситуации в сфере межбюджетных отношений было посвящено заседание Правительства РФ 30 марта. Центральным вопросом стало обсуждение выполнения в 2005 году федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых затрагивает развитие конкретных регионов (Дальний Восток и Забайкалье, Чеченская республика, республики Татарстан и Башкортостан, г. Сочи и др.). Выступивший с докладом Герман Греф призвал министров ускорить корректировку действующих и подготовку новых федеральных целевых программ с тем, чтобы они были профинансированы в 2007 году. Он напомнил, что 1 апреля заканчивается срок корректировки 15 ФЦП. «По 14 программам мы уже не укладываемся в срок. Соответственно, эти программы могут не войти в перечень финансирования в 2007 году», – сказал Греф. По его словам, на сегодняшний день откорректирована и внесена в правительство только одна программа – социальное развитие села. Остальные программы либо находятся на различных этапах согласования («Электронная Россия», развитие гражданской авиатехники, модернизация транспортной системы, развитие Калининградской области, Дальнего Востока и Забайкалья), либо вообще не представлены (глобальная навигационная спутниковая система, сейсмобезопасность, переход к комплектованию военнослужащих по контракту, госграница). Глава Министерства экономического развития и торговли попросил премьер-министра Михаила Фрадкова дать поручение в оставшиеся два дня завершить корректировку этих программ, либо продлить срок этой работы. «Очевидно, что за два дня все четырнадцать программ согласовать и внести в правительство не удастся», – констатировал министр. Он напомнил также, что до 1 июня должны быть подготовлены и внесены в правительство ряд новых ФЦП, которые начнут финансироваться с 2007 года.

Премьер-министр таким положение дел остался явно не доволен и пообещал административно наказывать чиновников за невыполнение графика. На обвинения премьер-министра выступающий с докладом Г. Греф заявил, что огромный дефицит финансирования препятствует процедуре уточнения.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин утверждает, что расходы на ФЦП и ФАИП постоянно растут, в том числе и за счет серьезного роста расходов бюджета. Таким образом, увеличение расходов опережает общий прирост экономики. «Лимит выбран, – заявил Кудрин. – Если ФЦП утверждена, список задач поставлен, то она не должна каждый год пересматриваться, или пересматриваться ее лимит. Мы должны и в этой части перейти на трехлетнее планирование».

Напомним, что в 2005 году финансирование 53 федеральных целевых программ (ФЦП) за счет всех источников составило 1 трлн 388 млрд руб. увеличилось посравнению с2004 годом на 15,6%. 308 млрд 570 млн руб. поступило из средств федерального бюджета. Большинство ФЦП в2005 году профинансировано вполном объеме. Как заявил Греф, объем бюджетных ассигнований врасчете наодну программу возрос в1,6 раза: с3,5 млрд руб. в2004 до 5,8 млрд в2005 году. Однако, помнению Грефа, вреализации ФЦП наметились иотрицательные тенденции. Так, в2005 году на1 руб. федеральных средств привлечено 3 руб. 51 коп. средств бюджетов субъектов Федерации ивнебюджетных источников, тогда как в2004 году привлекалось 5 руб. 52 коп. То есть государственные заказчики несправляются собязательствами попривлечению средств из внебюджетных источников.

Выходом из этой ситуации, по мнению главного экономиста страны, является усиление контроля со стороны кабинета министров. Если налажен мониторинг и виден результат, то ясно: программа выполняется, а деньги расходуются надлежащим образом. Для начала необходимо полностью перейти на программно-целевые методы планирования ФЦП. Каждая программа должна быть нацелена на конкретный результат, будь то снижение детской смертности или развитие субъекта Федерации.

На заседании Правительства звучали и другие предложения. Так, первый вице-премьер Дмитрий Медведев призывал Правительство просто сократить число ФЦП. «У нас сохраняется либо дублирование по темам, либо часть программ можно рассматривать как часть более крупных проектов», – пояснил он. По его мнению, ранее проведенного сокращения ФЦП недостаточно, и «необходима рационализация списка программ».

Все жалобы, замечания и недовольства заставили М. Фрадкова прекратить бесперспективную дискуссию и сделать вывод о том, что Правительству надо и здесь прибегнуть к более жесткому контролю. То есть, по существу, ничего определенного решено не было. Что делать с программами, которые не укладываются в запланированное финансирование, по-прежнему не ясно. Сворачивать их совсем, финансировать за счет других, еще не начавшихся программ или заранее просчитывать коридор возможных изменений? Ответа нет, министры в очередной раз не смогли договориться. А что стоит за абстрактным заявлением М. Фрадкова «усилить контроль за исполнением ФЦП и ФАИП» – не вполне понятно.

И, наконец, третий тематический блок вопросов регионального плана, обсуждаемый на этой неделе, связан с освещением социально-экономического развития регионов.

28 марта губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился в Кремле с Президентом. Уже традиционно в первую очередь обсуждалась реализация в регионе приоритетных национальных проектов. Губернатор сообщил главе государства, что в этом году, по решению руководства области, за счет внутренних резервов в регионе будет повышена в два раза заработная плата врачам областных и в полтора раза – муниципальных медицинских учреждений.

Когда речь зашла о перспективах развития Астраханской области, губернатор подчеркнул, что региону необходимо более пристальное внимание центра, и особенно – в решении вопросов обустройства транспортной инфраструктуры, разведки, добычи и переработки углеводородного сырья. Особо острым вопросом для региона, как известно, является развитие рыбной отрасли, а именно – воспроизводство поголовья осетровых видов рыб. Глава региона сказал, что для ежегодного выпуска 100-150 миллионов мальков в год, области нужна финансовая помощь центра. Президент, как обычно, обещал помочь.

На следующий день состоялась встреча Президента РФ со своим полномочным представителем в Уральском федеральном округе Петром Латышевым. Обсуждались проблемы и перспективы развития сразу нескольких регионов. Социально-экономическая ситуация в субъектах РФ, входящих в УрФО, пожалуй, самая благоприятная в стране. Промышленное производство постоянно растет, уровень бедности сокращается, средний уровень заработной платы повышается. Уральские регионы дают на сегодняшний день более трети общероссийских налоговых поступлений. По реализации национальных проектов, регионы округа – безусловные лидеры. Однако нельзя не отметить, что такой прорыв в выполнении федеральной программы по нацпроектам Урал обеспечивает за счет задела, сделанного до официального объявления этой кампании. Благополучные регионы могли позволить себе эксперименты с жильем, образованием, здравоохранением и региональным сельским хозяйством. Другой разговор, можно ли успехи в этом направлении считать ответом на президентский призыв поднимать село, модернизировать образование, строить доступное жилье и улучшать ситуацию в здравоохранении.

Так или иначе, кроме доклада о реализации четырех национальных проектов на территории УрФО, важнейшей частью доклада Латышева стал так называемый неофициальный пятый нацпроект — «Урал промышленный — Урал полярный». Он обсуждался не впервые: об этом начинании П. Латышев подробно рассказывал В. Путину в ноябре прошлого года. А концепция проекта впервые была презентована в Челябинске в мае 2005 года во время совещания по вопросам социально-экономического развития УрФО с участием Президента. С инициативой создания и продвижения проекта выступили власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, Свердловской, Челябинской и Пермской областей. Они подписали соглашение «О сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры».

В рамках программы планируется достроить и построить со стороны восточного склона Уральских гор четыре железнодорожные магистрали и две автомобильные дороги. В частности, речь идет о железнодорожной линии Полуночное – Обская. В настоящее время здесь идет работа по подготовке обоснования инвестиций, которая должна быть закончена и утверждена к середине 2007 года. Параллельно ведутся работы по оценке ресурсного потенциала твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. В целом же, «Урал промышленный» включает в себя еще три железнодорожных ветки: Обская – Бованенково, железная дорога в ЯНАО (от Надыма через Салехард до станции Лабытнанги), и линия Коротчаево – Игарка с перспективой выхода на Норильск. Кроме того, строятся две автодороги: из Тюмени до Салехарда и от Перми до Томска через Ханты-Мансийск.

Ресурсные богатства Приполярного и Полярного Урала делают его весьма привлекательным для инвесторов. Прогнозные ресурсы залежей угля на этой территории оцениваются в 21 млрд. тонн, запасов нефти и конденсата – в 38 млрд. тонн, природного газа – в 43 трлн. кубометров, железных руд – в 3,9 млрд. тонн, бокситов – в 21,5 млн. тонн, золота – в 1041 тонн, марганцевых руд – в 47 млн. тонн, хромовых руд – 240 млн. тонн, меди и цинка – в 16,2 млн. тонн. Среди инвесторов, уже объявивших о своем интересе к проекту, называются Минприроды РФ, РЖД, «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Ямалтрансстрой», Челябинский трубопрокатный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, «Курганстальмост», «НОВАТЭК», «Уральская горно-металлургическая компания», «ЕвразХодинг», «Челябэнерго», «Курганэнерго» и другие. Поэтому перспективы реализации этого проекта действительно весьма позитивны.

Предполагается, что на встрече с В. Путиным П. Латышев рассказал о промежуточных итогах развития проекта и представил план информационной кампании, которая должна сопровождать его дальнейшую реализацию. Она предполагает презентацию программы на федеральном уровне (ее форма пока не совсем ясна), освещение хода реализации в федеральных СМИ, создание интернет–портала проекта.

Инициатива уральских регионов представляется очень позитивной, поскольку является частно-государственным партнерством в действии на уровне регионов и, что особенно ценно, инициирована ими. Широкой раскрутки в СМИ этот сюжет пока не получил и не ясно, как к нему относятся Президент и его окружение. Однако хотелось бы надеяться, что национальный проект регионального происхождения получит зеленый цвет на федеральном уровне. Ведь уральские регионы даже не просят дополнительного финансирования. Им необходимы всего лишь поддержка и одобрение центра.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта