Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (март 2006) - 13 - 19 марта. Федеральная политика и регионы: итоги недели
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

13 - 19 марта. Федеральная политика и регионы: итоги недели

 

Анна Осетрова


Минувшая неделя была чрезвычайно богата фактами федерального внимания к регионам.

Во-первых, следует отметить серию встреч главы государства с региональными лидерами. 13 марта В. Путин встретился с губернатором Ульяновской области С. Морозовым. Как всегда на встрече обсуждались вопросы социально-экономического развития региона. Успехи области в этом направлении, безусловно, есть. По словам губернатора, в 2005 году ему полностью удалось восстановить управление областью (после серьезного экономического и политического кризиса, сложившегося за время правления прошлого губернатора В. Шаманова). Кроме того, удалось провести комплекс реальных мер по оздоровлению государственных финансов. В результате, впервые за многие годы бюджет области 2006 года был принят во время, в октябре-ноябре. По сравнению с прошлым годом по собственным доходам региональный бюджет удвоился. Сторонним подтверждением позитивных итогов работы С. Морозова является в частности недавнее письмо премьер-министра Михаила Фрадкова о том, что Ульяновская область вычеркивается из списка депрессивных регионов и снимается с особого контроля со стороны правительства. Возможно, именно этот факт придал ульяновскому губернатору решимости, и он поставил перед Президентом вопрос о доверии, который, скорее всего, будет удовлетворен.

15 марта Президент принял главу республики Ингушетия М. Зязикова. В этом субъекте Федерации успехи на пути регионального социально-экономического развития, безусловно, скромнее. Несмотря на то, что ингушский президент рассказал об увеличении инвестиций, открытии новых предприятий (завод электронных мачтовых антенн и завод маломощных двигателей) и появлении новых рабочих мест, Президент напомнил, что в вверенном ему регионе показатели по дотационности бюджета и уровню безработицы одни из самых высоких в стране. На что г-н Зязиков рассказал о планах выведения республики из кризиса и преодолении сложившейся ситуации. Официальная стенограмма встречи не позволяет понять, как все-таки глава государства относится к идее своего представителя в ЮФО Д. Козака о введении внешнего финансового управления в республике. Отношение В. Путина к этой проблеме чрезвычайно важно, т.к. идея г-на Козака встретила жесткий отпор со стороны ингушского президента. Чью сторону он примет, если Козак все-таки добьется внесения документов в Парламент? А от этого, как известно, зависит примет ли Государственная Дума подобного рода поправки. Вопрос пока остается открытым, но, сам факт встречи и структура официального диалога позволяет сказать, что Президент дал Ингушетии еще один шанс быть самостоятельной, возможно, последний.

На прошедшей неделе свое дальнейшее развитие традиционно получил федеральный проект «Реализация приоритетных национальных проектов». На этот раз представители высшей федеральной власти в лице первого вице-премьера Д. Медведева и министра сельского хозяйства А. Гордеева посетили мордовскую глубинку для того, чтобы проконтролировать как проект «Эффективный АПК» реализуется непосредственно на местах. Увиденным они оказались довольны и услышали от местных фермеров только одно пожелание-замечание: снизить процентные ставки по сельхозкредитам. Д. Медведев лично пообещал эту трудность устранить. В еще совсем непродолжительной истории нацпроектов это уже не первый случай выхода Д. Медведева как главного куратора этого мероприятия в народ с целью оценить эффекты и достижения. В результате чего возникает закономерный вопрос: не рановато ли? Или цель этих проектов именно в том, чтобы г-н Медведев имел законную причину ездить по стране и встречаться с народом? Возможно, приоритетные национальные проекты – это начинание действительно нужное, но пока они находятся в стадии институционализации, что исключает эффект на местах непосредственно от этих проектов.

На прошлой неделе тема взаимодействия центр-регионы в ходе реализации национальных проектов была затронута еще один раз: речь идет о встрече В. Путина с председателями региональных парламентов, которая состоялась в четверг в Совете Федерации и была посвящена обсуждению проблемы законодательного обеспечения их реализации на уровне субъектов Федерации.. На заседании Владимир Путин просто потребовал от глав региональных парламентов активной работы по укреплению единства правового пространства страны (по словам президента РФ, сегодня законодательство лишь 10 регионов полностью соответствует федеральному). Он подчеркнул, что законодательные пробелы в серьез угрожают успешной реализации нацпроектов, поэтому необходимо их ликвидировать и не допустить, чтобы они стали «черными дырами» для бюджетов всех уровней. Особенно сложной является ситуация с жилищным проектом. Поэтому нужно, прежде всего, обеспечить необходимое правовое сопровождение реализации национального проекта по жилью: проанализировать применение норм Земельного кодекса РФ на местах и не допускать нарушений в проведении конкурсных процедур при выделении земельных участков под строительство доступного жилья. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев фактически повторил многие высказанные президентом тезисы, сообщив, что "укрепление единства правового пространства остается важнейшим общенациональным приоритетом", без которого невозможна реализация нацпроектов. Проблема противоречивости и разрозненности правового пространства в государстве существует. Однако вряд ли региональные парламентарии смогут ее решить. Законодательная власть в России очень слаба, несамостоятельна и сильно зависит от власти исполнительной. Поэтому требовать от нее решения проблемы коррупции в сфере распределения земли для нужд строительства просто бессмысленно. Региональные заксобрания могут даже постараться совершенствовать законодательство у себя в регионе, но отвечать за то, что оно не исполняется или нарушаются они, вряд ли, должны.

И, наконец, еще одно важное и ожидаемое событие: в пятницу депутаты Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в законодательство об ОЭЗ, регламентирующие создание туристско-рекреационных ОЭЗ. Напомним, что 15 февраля документ был внесен группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерием Драгановым. В отличие от технико-внедренческих и промышленных зон, туристско-рекреационные ОЭЗ смогут располагаться на территории сразу нескольких муниципальных образований и там могут располагаться объекты жилого фонда. Резиденты таких ОЭЗ на пять лет будут освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. Для них также предусмотрены льготы по ЕСН: зарплаты до 280 тыс. рублей в год будут облагаться по ставке в 14 процентов. Кроме того, власти регионов смогут по желанию освобождать от уплаты региональной части налога на прибыль. Вероятнее всего, дальнейшее рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации пройдет без проблем. Это значит, что в мае-июне документ вступит в силу и профильные органы федеральной исполнительной власти (МЭРТ и ФА по управлению ОЭЗ) смогут объявить конкурс на организацию зон такого типа. Однако реальные работы по созданию соответствующей инфраструктуры могут начаться только в 2007 году, так как в бюджете на нынешний год средства на это не предусмотрены. По словам руководителя ФАУОЭЗ Ю. Жданова в борьбу за организацию подобных ОЭЗ включится около 20 субъектов РФ. Однако наиболее активно и заслуженно претендуют на статус туристических ОЭЗ Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область.



 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта