Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (апрель 2006) - 3 - 9 апреля. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

3 - 9 апреля. Федеральная политика и регионы

 

Водный кодекс принят: что досталось регионам? – Стабфонд в обмен на «ненефтяной бюджет»: в Правительстве договорились. – «Второе сибирское объединение». – Регионы продолжают укрупняться. – Кризис в российском лесном комплексе: Президент обещал разобраться.

Анна Осетрова

Российские регионы на прошлой неделе заслужили внимание со стороны главы государства В. Путина, который проявил повышенный интерес к ряду субъектов Федерации. В центре внимания главы государства по-прежнему оставались Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (УОБАО), что связано с процессом их объединения, который подходит к своей решающей стадии – народному референдуму. Помимо этого, В. Путин совершил рабочую поездку в Республику Коми, где ознакомился с ситуацией в лесопромышленном комплексе. Как всегда, среди событий недели стоит отметить федеральные решения, которые имеют серьезное значение для страны в целом и, следовательно, для всех регионов. На этой неделе к таким событиям можно отнести окончательное принятие Государственной Думой нового Водного Кодекса и развитие дискуссии о будущем российского бюджетного планирования и распределении сверхдоходов государства.

В среду, 5 апреля, на вечернем пленарном заседании Государственной думы был принят в третьем чтении проект Водного кодекса РФ. Напомним, что впервом чтении законопроект утвердили 22апреля 2005года, однако второе чтение состоялось лишь 22 марта текущего года. Такой внушительный срок, разделяющий чтения, объясняется широким общественным резонансом, который вызвал этот документ. Профильный комитет по природным ресурсам и природопользованию, отвечающий за подготовку проекта кодекса, получил после первого чтения около полутора тысяч поправок. Переработанный с их учетом вариант действительно оказался более адекватным и успешно прошел второе чтение.

Однако у нового варианта «водной конституции» была и остается масса противников, хотя сами парламентарии называют принятый документ итогом компромисса всех заинтересованных участников процесса, в том числе и оппозиции. Тем не менее, все проблемные места ликвидировать не удалось, и новый Водный кодекс по-прежнему является объектом критики. Самое большое беспокойство вызывает возможность передачи права собственности на водный объект по договору (т. е. в частную собственность), что может обернуться осложнением между пользователями водных ресурсов и их собственниками (в старой редакции им всегда было государство).

Справедливости ради стоит отметить, что к третьему чтению депутаты более четко прописали ту часть документа, которая касалась отношений собственности на водные объекты. Так, в статье 8 Водного кодекса записано, что все водные объекты находятся в федеральной собственности. И хотя первоначально предполагалось, что, например, озера, могут находиться в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, но Государственная дума от этого предпочла отказаться. Сегодня в частной собственности могут находиться только расположенные на частном земельном участке пруды и обводненные карьеры, т. е. искусственно созданные водные объекты. По словам депутатов, эта норма введена для устранения правовой коллизии: собственник участка земли не являлся ранее собственником водоема на ней расположенного, а следовательно не нес никакой ответственности за водоохрану – эти функции должны были выполнять федеральные органы власти.

Еще одним важным введением нового Водного кодекса является то, что право пользования водными объектами может наступить только по платному договору. Водный налог, таким образом, отменяется, а в федеральный бюджет поступает плата по договору, заключение которых от имени РФ делегируется субъектам Федерации. Кроме этого, на уровень регионов передается внушительный перечень других полномочий: выдача разрешений, охрана находящихся на территории субъекта водных объектов (даже если речь идет о части реки или озера). Причем, вместе с перечнем делегируемых полномочий предполагается, что субъекты получат финансовое обеспечение из федерального бюджета в виде субвенций, т. е. фиксированных сумм, которые высчитываются Министерством финансов по особым методикам. Непосредственно от водного налога субъекты ничего не получат, он в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. Такая система, очевидно, снижает мотивацию региональных властей увеличивать собираемость водного налога, хотя логичнее было бы разделить эти поступления между федеральным, региональными и даже муниципальными бюджетами.

В понедельник состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ. В президиуме коллегии расположились премьер Михаил Фрадков, вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, вице-премьер Александр Жуков и полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Глава Минэкономразвития Герман Греф на совещании присутствовал, но в президиум не попал.

Отличным от традиционных протокольных собраний это мероприятие сделала тема, которая обсуждалась министрами финансово-экономического блока и премьер-министром М. Фрадковым. Все началось со ставших уже привычными упреков главы Правительства Министру финансов в том, что его ведомство препятствует расходованию средств Стабфонда. А. Кудрин постоянно ссылается на то, что российская экономика не в состоянии выдержать финансовых вливаний в таких объемах. М. Фрадкова же явно смущает, что колоссальные суммы лежат без движения и обесцениваются.

Министр финансов в очередной раз выступил против не только неумеренных социальных трат, которые незамедлительно попадут в экономику и резко увеличат показатели инфляции, но и против инвестиционной схемы использования средств Стабфонда, за которую борется МЭРТ во главе с Г. Грефом. По мнению А. Кудрина, государственные финансовые вливания убивают в России частные инвестиционные инициативы. С подобной интерпретацией категорически не согласен Г. Греф, который считает сегодняшний уровень инвестиций, включая государственные, явно недостаточным: они должны составлять не менее 3% ВВП. Он убежден, что государственные инвестиции ни в коем случае не конкурируют с частными, а, напротив, создают базу для последних. И есть проекты, которые может и должно реализовывать только государство. В этом его поддержал даже М. Фрадков, который заявил, что «мы сегодня забираем из экономики денег больше, чем отдаем, а эти деньги небесполезны для бизнеса».

Для того чтобы разрядить ситуацию глава Министерства финансов официально объявил, что готов пойти на определенные уступки: он предложил инвестировать средства Стабфонда в акции высоконадежных иностранных компаний. Таким образом, А. Кудрин пытался найти компромисс с председателем кабинета министров, обеспокоенным обесцениванием средств стабилизационного фонда. Однако предложение инвестировать в экономику зарубежных стран радикально противоречат планам Г. Грефа, который требует увеличения инвестиций в российскую экономику.

Впрочем, главный финансист страны согласился «распечатать» Стабфонд только при условии утверждения принципиально новой схемы формирования бюджета для борьбы с неумеренным ростом бюджетных расходов. В настоящий момент часть доходов от экспорта нефти идет в бюджет, а часть откладывается в стабилизационный фонд. А. Кудрин предлагает рассчитывать бюджет без учета нефтяных денег. Все нефтедоллары должны скапливаться на отдельном счете и расходоваться только в случае возникновения дефицита основного бюджета. «Мы предлагаем не сразу сокращать расходы, а определить дефицит "ненефтяного" бюджета и не увеличивать его», – так Алексей Кудрин резюмировал свое предложение. Интересно, что М. Фрадков весьма позитивно отреагировал на идею министра финансов, потребовав от А. Кудрина более конкретно представить обоснование своего предложения.

В среду в Кремле прошло совещание по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На встрече с Президентом присутствовали заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков, полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, губернатор Иркутской области Александр Тишанин, председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов, глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев и председатель Думы округа Ирина Морохоева.

Участники совещания обсудили социально-экономическую ситуацию в регионах. Президент оказался не очень доволен уровнем развития экономики этих субъектов Федерации. Однако главной темой разговора стало обсуждение хода процесса «второго сибирского объединения», главное действие которого – народный референдум – должен состояться 16 апреля. Власти объединяющихся регионов заверили главу государства, что референдум состоится, и согласие жителей регионов обязательно будет получено. Президент, в свою очередь, пообещал всестороннюю поддержку федерального центра. На совещании Путин сообщил, что уже на этой неделе будет подписан указ о дополнительных мерах поддержки вновь образующемуся субъекту Федерации. Как пояснил Путин, речь идет о развитии в регионе социальной инфраструктуры, энергетики, прежде всего электроэнергетики, а также о других вопросах, где «федерация может и должна поддержать» объединяющийся субъект. И, действительно, уже на следующий день президентский указ был подписан.

Несмотря на безграничный оптимизм регионального руководства, в реальности все обстоит не так благополучно, как пытаются представить официальные власти. Напомним, что объединительная кампания по созданию единого субъекта Федерации из Иркутской области и УОБАО началась 3 октября 2005 года. А уже 11 октября состоялась внеочередная сессия Коллегии Законодательного собрания Иркутской области и Думы УОБАО, на которой был принят проект договора между органами государственной власти двух регионов о намерении объединиться. После этого местные парламентарии обратились за поддержкой к Президенту РФ.

Следует напомнить, что нынешняя кампания – это уже вторая попытка объединить Иркутскую область и УОБАО. Первая была предпринята еще в июле 2001 года, когда между областью и округом было подписано соответствующее соглашение. Тогда планировалось совместить референдум об объединении с выборами в Государственную думу. Но первый в России процесс укрупнения регионов провалился из-за несогласия депутатов окружной думы с тем, чтобы округ вошел в состав Иркутской области на правах муниципального района.

Теперь дело дошло уже до референдума, на котором более 50% жителей регионов, имеющих право голоса, должны одобрить объединение. Вопрос, выносимый на референдум, звучит так: «Согласны ли Вы, чтобы Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации – Иркутскую область, в составе которого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом нового субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ?». В случае положительного голосования органы представительной и исполнительной властей начнут процесс фактического объединения, и новый субъект будет образован уже в начале 2008 года. Он сохранит название Иркутской области, а УОБАО получит своего представителя в парламенте нового региона и «особый статус», характер которого подробно не оговаривается. В случае же отрицательного исхода голосования, процесс объединения можно будет возобновить только через год.

Слияние двух прибайкальских регионов стало уже для федерального центра делом принципа. Поэтому власти уделяют необычайно пристальное внимание этому процессу. Однако вокруг объединения сложилась довольно непростая ситуация. Самую серьезную критику, в частности, вызывает неоправданно скорая дата проведения референдума. Многие упрекают власти в поспешности, говоря о том, что к подобным мероприятиям просто невозможно подготовиться за полгода. Для сравнения, Пермская область и Коми-Пермяцкий АО провели референдум спустя почти два года после официального старта объединительной кампании.

Стремительность прибайкальского укрупнения приводит к тому, что рядовые жители Иркутской области искренне не понимают, зачем нужно объединение с глубоко дотационным УОБАО. Усть-ордынцы, в свою очередь, опасаются за сохранность своей национальной культуры и преференций, которые округ получает, будучи самостоятельным субъектом Федерации. К тому же мало кому понятен ответ на вопрос, в чем именно заключается «особый статус» УОБАО в составе Иркутской области. Уровень проработанности информационной кампании явно отстает от темпов распространения абстрактного лозунга о необходимости объединения. А потому, у широкой общественности возникает ощущение, что объединение нужно исключительно ради того, чтобы объединиться. По крайней мере, о других эффектах и возможностях слияния ничего не говорится.

Вторая серьезная проблема порождена пристальным вниманием федеральных и местных властей к грядущему референдуму. Население недоумевает и раздражается от слишком настойчивого призыва к голосованию, которое порой приобретает формы принуждения. К примеру, полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин во время своего визита в Иркутск добился от мэров крупных городов обещания обеспечить в муниципальных районах явку не менее 75%. Студентам устраивается лишний выходной; на утренниках в детских садах проводятся агитационные мероприятия для родителей; для интенсивной агитации и контроля за явкой на избирательные участки мобилизуются работники бюджетной сферы, госслужащие и руководители крупных промышленных предприятий. Это далеко не полный перечень мероприятий, который проводятся для обеспечения явки. Не исключено, что такие колоссальные усилия прилагаются из-за риска провалить референдум. Ведь официальное обещание непременно объединить регионы уже дано, в том числе и в Москве. Более того, Президент настолько поверил в реальность этого плана, что уже издал указ о поддержке объединяемых регионов.

Тема укрупнения регионов на прошлой неделе получила продолжение после того, как официально решили объединиться еще два региона – Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ (АБАО). О намерении объединить эти субъекты в Чите заявили главы области и округа Равиль Гениатулин и Баир Жамсуев. Они приняли участие в первом заседании двусторонней рабочей группы по подготовке объединения и референдума. Глава администрации АБАО Баир Жамсуев, ранее высказывавшийся за сохранение статуса округа, заявил, что, «ситуация в стране за три последних года сильно изменилась», поэтому он считает необходимым включиться в процесс укрупнения регионов. Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин отметил, что, находясь в составе России, нельзя быть оторванными от процессов, идущих в государстве, в том числе и от назревшей задачи укрупнения регионов. По его мнению, объединение области и округа будет отвечать интересам всех жителей Забайкалья.

Как будет называться новый укрупненный субъект Федерации, если жители регионов одобрят объединение, пока неизвестно. Дата референдума также не оговаривается. Сначала вопрос об объединении планируется поставить перед депутатами местных парламентов, а затем выносить его на референдум. Схема объединения пока не обозначена. Однако можно предположить, что АБАО войдет в состав нового субъекта как единая административно-территориальная единица с особым статусом.

Жители округа высказывают неоднозначное мнение об укрупнении. Это связано, прежде всего, с неопределенностью судьбы автономии после потери статуса самостоятельного субъекта. Поэтому одной из главных задач деятельности рабочей группы должен стать поиск источников и ресурсов, которые появятся в результате объединения и реально повысят благосостояние населения двух субъектов России.

И, наконец, еще одно важное событие минувшей недели. 6 апреля, в четверг, Президент РФ Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в один из самых «лесных» регионов страны – Республику Коми. Неудивительно, что главной темой этой рабочей поездки стало обсуждение состояния и перспектив развития лесопромышленного комплекса России.

Видимо, для того, чтобы лучше понимать проблемы лесного хозяйства, перед началом кабинетного совещания глава государства познакомился с полным циклом заготовки древесины на одной из рабочих делянок и посетил Сыктывкарский лесопромышленный комплекс.

Непосредственно на совещании глава республики В. Торлопов постарался озвучить ключевые проблемы лесной отрасли в целом и в республике Коми в частности. По его мнению, для развития лесной промышленности необходима реализация проектов по глубокой химической и химико-механической переработке древесины. В настоящее время в ассортиментной структуре лесного фонда мелкотоварная, низкосортная древесина занимает около 55%. В Коми глубокой переработкой древесины занимается, прежде всего, Сыктывкарский ЛПК, который способен принять сегодня чуть более 3.0 млн. куб. м в год и имеет загрузку близкую к 100%. Других переработчиков мелкотоварной древесины нет, и это является основным сдерживающим фактором увеличения лесозаготовок.

Между тем проекты ввода в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей существуют. Так, правительство республики выступило с инвестиционным обоснованием строительства Удорского целлюлозного завода мощностью 500 тыс. тонн беленой целлюлозы в год. Как подчеркнул В. Торлопов, «учитывая высокий спрос на целлюлозу на международном рынке, он имеет стратегическое значение не только для Коми, но и для России». Однако инвестор проекта пока не найден. Поэтому глава республики специально подчеркнул, что и для Коми, и для Северо-Западного региона важно, чтобы проект попал в перечень приоритетных объектов федеральной целевой программы «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2015 года».

Еще одна серьезная проблема российской лесной отрасли, которая актуальна и для республики Коми, – недоступность лесных территорий из-за неразвитости или отсутствия транспортной инфраструктуры всех видов. Для решения этой задачи, по словам В. Торлопова, необходимо модернизировать действующую дорожную сеть и, прежде всего, мосты и переправы, построенные 25-40 лет назад, для приведения их в соответствие с требованиями времени. Следует также решить вопрос реализации федеральной программы по созданию сети лесовозных дорог для освоения новых перспективных лесных массивов.

Однако самой актуальной проблемой, по мнению В. Торлопова, является необходимость формирования государственной политики в области лесного хозяйства и лесной промышленности, разработки принципов государственной поддержки производства.

Действительно, российский ЛПК находится в серьезном кризисе и требует внимания со стороны государства. Ориентированная на экспорт древесины низкого уровня переработки структура хозяйствования, отсутствие мощностей глубокой переработки лесоматериалов, неэффективное и неработающее лесное законодательство, нехватка лесовозных дорог и другой инфраструктуры, проблема незаконных рубок – это далеко неполный перечень вопросов, которые стоят перед лесным комплексом страны. В Сыктывкаре они еще раз были озвучены, и Президент, как всегда, обещал разобраться.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта