Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (июнь 2006) - 19-25 июня. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

19-25 июня. Федеральная политика и регионы

 

"Символический дефицит": Министерство финансов сверстало бюджет-2007 по-новому. - Региональные ФЦП терпят существенные убытки. - За нацпроекты взялся Президент: визит В. Путина в Удмуртскую Республику. - Юбилей Великого Новгорода: новгородский губернатор рассказал Президенту о подготовительных мероприятиях.

Анна Осетрова

Несмотря на начавшийся период отпусков, в летний период деятельность федеральной исполнительной власти заметно активизируется. Ведь именно летом профильные министерства (Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли) начинают работать над проектом федерального бюджета на следующий год. На этот раз бюджетный процесс был запущен почти на месяц раньше, чем обычно. Официальное начало было положено в четверг на заседании Правительства РФ.

В рамках этого традиционного еженедельного мероприятия состоялось первичное обсуждение основных параметров бюджета-2007. Обсуждаемая тема жизненно важна для страны в целом и для регионов в частности, потому что одной из ключевых функций федеральной власти является именно бюджетная политика. Какой она будет в следующем году?

Главным действующим лицом мероприятия был, конечно, министр финансов А. Кудрин, который рассказал о характеристиках и распределении расходов федерального бюджета на 2007 год и о перспективном финансовом плане на 2007-2009 годы. Он заявил, что доходы бюджета предположительно составят 6628,6 млрд руб., расходы - 5282,2 млрд руб., профицит - 1346,4 млрд руб. Самым главным в докладе министра стало то, что Минфин задумал сделать бюджет-2007 дефицитным (или, по словам г-на Кудрина, несбалансированным), т. к. весь нефтяной профицит пойдет в стабилизационный фонд. Без учета этих поступлений (около 1550 млрд руб.) дефицит бюджета в 2007 году составит 200 млрд рублей, однако, по словам министра, "она будет преодолена за счет остатков этого года в размере 150 млрд. рублей и прироста источников, включая заимствования в сумме 50 млрд рублей". Конечно, такой дефицит является чисто условным, но Минфин со своей стороны настроен весьма решительно.

Итак, Алексей Кудрин, видимо, воплотил свою озвученную еще весной идею верстать бюджет без учета нефтяных сверхдоходов. В текущем году главный российский финансист потратил немало сил и энергии на борьбу с желанием коллег по Правительству, депутатов и прочих лоббистов тратить нефтедоллары и отстоял стабфонд. Кажется, в следующем году главе Минфина совершенно не хочется заниматься подобной деятельностью или он не уверен, что у него хватит сил дальше бороться за сохранность средств стабфонда, поэтому он решил предложить законодательно закрепить его неприкосновенность. Конечно, форма федерального закона не является гарантией сохранности фонда, изменить его можно буквально в течение нескольких недель. Но г-н Кудрин, видимо, предпочел лишний раз подстраховаться.

Видимой радости со стороны коллег А. Кудрина по кабинету министров не последовало. Потому что основные министры недосчитались бюджетных средств по подотчетным им направлениям работы. Свое неудовольствие выразили Д. Медведев (национальные проекты), Г. Греф (инвестиции), И. Левитин (реформирование транспортной системы), Ю. Трутнев (геологоразведка).

Особой темой заседания стало обсуждение будущего финансирования Федеральных целевых программ. Выяснилось, что из 70  одобренных и  реализуемых в настоящее время ФЦП на 2007 год МЭРТ предлагает оставить только 40. При этом качество 31 из оставленных в списке ФЦП Г. Греф охарактеризовал как низкое, а остальные признал "безнадежными" и  предложил прекратить их  бюджетное финансирования. Из ФЦП регионального спектра в "черный список" попали программы восстановления экономики Чечни и "Социально-экономическое развитие Курильских островов". В 2007 году вместо ФЦП Чечня получит лишь разовые дотации в размере 3,7 млрд руб. (хотя изначально запрашивалось около 30 млрд руб.), Курильскую программу планируется разбить на  несколько проектов, которые будут финансироваться на региональном уровне. Кроме того, министерству регионального развития практически было отказано в запуске специальной федеральной программы развития регионов. При этом Г. Греф, а вслед за ним и премьер-министр, подчеркнули, что приоритетной региональной ФЦП на среднесрочную перспективу должна стать Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года".

Вся эта дискуссия вскрывает одно небольшое противоречие: Курильские острова - это тоже дальневосточная территория, причем не обычная, а имеющая стратегическое значение. Острова являются одним из наиболее депрессивных районов Сахалинской области, которые вполне могут стать в ближайшем будущем необитаемыми. При этом инициатором начала программы было Министерство экономического развития и торговли, которое обосновывало перед кабинетом министров острую необходимость в ней осенью прошлого года. Теперь Г. Греф объявил от имени экспертов МЭРТа о том, что эта ФЦП не является такой уж важной.

Итак, в минувший четверг в Белом доме впервые  с 1999 года было произнесено словосочетание "дефицит бюджета". Однако такой оригинальный ход Минфина не вызвал серьезной атаки правительственных сторонников траты средств стабфонда и дальнейшего расширения бюджетных расходов. Ход обсуждения удивил даже привычного к правительственным скандалам министра Грефа: "Это самый краткий доклад и самое нешумное обсуждение", - сообщил он корреспондентам ИД "Коммерсант". Впрочем, точка в правительственном варианте бюджета еще не поставлена и главный финансовый документ будущего года решено обсуждать в кабинете министров до 1 августа.

Важным событием недели стал визит Владимира  Путина в Республику Удмуртия, основной целью которого стало участие главы государства во Всероссийском совещании сельхозпроизводителей. Оно традиционно было посвящено обсуждения проблем и перспектив развития российского сельского хозяйства. В ходе мероприятия был затронут ряд ключевых для отечественного агропромышленного комплекса вопросов: технологическое перевооружение агропромышленного комплекса, увеличение объемов инвестиций в АПК, а также укрепление рыночной инфраструктуры сельхозпроизводства. Выбор региона в качестве переговорной площадки неслучаен: по официальным показателям, Удмуртия уверенно наращивает объемы сельхозпроизводства и по абсолютным показателям является одним из лидеров аграрного сектора экономики.

Ничего принципиально нового на этом мероприятии не прозвучало. Выступающие говорили о том, что российская сельхозпродукция должна стать конкурентоспособной, что необходимо внутри страны производить современную аграрную технику, что нужно заниматься селекцией и выводить новые сорта сельхозкультур. Представители федеральной власти постоянно подчеркивали, что активно работают в направлении интенсификации развития аграрного сектора, указывая при этом на национальный проект "Эффективный АПК" и целый ряд законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной думе. Однако специфика ряда федеральных инициатив заключается в том, что они зачастую не решают проблемы конечных потребителей реформ. Поэтому бывает сложно понять, зачем они собственно проводятся. К примеру, основной проблемой реализации аграрного нацпроекта является несовершенство финансовых инструментов предоставления льготных сельскохозяйственных кредитов. Об этом уже полгода говорят фермеры Д. Медведеву, который является официальным куратором этого проекта, во время его поездок по стране. Банки отказываются кредитовать крестьян, которые не могут подтвердить свою кредитоспособность. Вице-премьер уже несколько раз обещал разобраться в ситуации, но пока радикально ничего не поменялось. Возможно, личное вмешательство Президента поможет  разрешить это противоречие.

На минувшей неделе Президент также встретился с главой Новгородской области М. Прусаком. Основной темой беседы стало обсуждение подготовки региона к празднованию 1150-летия Великого Новгорода. Губернатор сообщил, что к сегодняшнему моменту восстановлено уже более 100 культурно-исторических памятников города и восстановительные работы продолжаются.

Несмотря на то, что юбилей будет отмечаться в сентябре 2009 года, подготовительные мероприятия уже начались. Однако такая заблаговременность кажется вполне оправданным шагом, потому что подобные праздничные даты заслуженно приобретают общероссийский и даже международный размах. Стоит вспомнить недавнее празднование 1000-летия Казани. Скорее всего, таких размахов Великому Новгороду достигнуть не удастся, но необходимо, чтобы юбилей самого древнего русского города прошел, по меньшей мере, на достойном уровне. Предпосылки для этого определенно есть: солидное федеральное финансирование, первый вице-премьер Д. Медведев во главе оргкомитета, личная заинтересованность и контроль главы государства. К тому же М. Прусак, один из видных российских губернаторов-хозяйственников, скорее всего, приложить все усилия для того, чтобы обеспечить высокий уровень организации. И это, видимо, в его интересах.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта