Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (июль 2006) - 17-22 июля. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

17-22 июля. Федеральная политика и регионы

 

Д. Медведев на Дальнем Востоке: дискуссия о жилье "некомфортном и недоступном". - В России не осталось всенародноизбранных губернаторов: А. Баринов отстранен от должности Указом Президента. - Инициативы красноярского губернатора: будет ли в России федеральная региональная политика?

Анна Осетрова

Во вторник 18 июля первый вице-премьер российского Правительства Д. Медведев посетил Хабаровск, где провел совещание по проблемам реализации на Дальнем Востоке национального проекта "Доступное и комфортное жилье" с участием губернаторов дальневосточных субъектов РФ. Этот макрорегион был выбран для подобного мероприятия неслучайно. Конечно, жилищные проблемы есть практически во всех субъектах РФ, но на территории Дальнего Востока жилье, пожалуй, наиболее некомфортно и недоступно. Об этом в самом начале встречи заявил представитель Президента в ДФО К. Исхаков. Он сообщил, что за прошлый год на возведение новых квартир в регионе было выдано всего 672 ипотечных займа. Причина столь печального положения дел - высокие темпы роста стоимости жилья при крайне низких доходах основной массы населения.

Действительно, строить жилье на Дальнем Востоке намного дороже, чем в европейской части России. Перепад температур между зимой и летом в некоторых районах региона достигает 104 градусов. Высокая влажность и сейсмическая активность делают строительный рынок Дальнего Востока наименее перспективным в стране. А нерешенный квартирный вопрос приводит к массовому оттоку населения, что обостряет и без того катастрофическую ситуацию с демографией в ДФО. В общем, К. Исхаков убежден, что на Дальнем Востоке реализация жилищного нацпроекта без серьезной федеральной поддержки попросту невозможна.

Полномочного представителя Президента, как смогли, поддержали, дальневосточные губернаторы, которые рассказали о проблемах вверенных им субъектов Федерации. Например, губернатор Магаданской области Николай Дудов сообщил, что около 4,5 тыс колымчан нуждаются в расселении из ветхих и аварийных домов, для чего необходимо строительство 200 тыс кв. м жилья. Однако собственных средств в регионе нет, поэтому для решения этой проблемы своими силами потребуется почти 20 лет. А губернатор Камчатки Михаил Машковцев заявил, что область еще 30 лет не сможет участвовать в конкурсах, проводимых в рамках нацпроекта, поскольку рассчитывается за строительство Мутновской ГеоТЭС. Напомним, что в 1998 году губернатор дал гарантии энергетикам прямо накануне дефолта, и в настоящий момент государственный долг области составляет 4 млрд руб.

Дмитрий Медведев, выслушав полпреда и губернаторов, напомнил, что национальные проекты задумывались для того, чтобы "пробудить инициативу в регионах". Поэтому государство должно создать благоприятные макроэкономические условия, т. е. обеспечить доступность ипотечных кредитов, а остальное - дело властей на местах. При этом вице-премьер в очередной раз призвал губернаторов сделать все возможное для решения жилищной проблемы, чтобы уже к 2010 году около 30% россиян смогли купить себе новые квартиры. Причем он особо подчеркнул, что этот показатель должен быть сформирован, прежде всего, за счет ипотечного кредитования "не в Москве, а в регионах".

Нельзя считать, что в Хабаровске было сказано что-то принципиально новое. Возможно, именно поэтому направление "Доступное жилье" - самое проблемное и малоэффективное из реализуемых национальных проектов. По существу, за прошедшее время добиться каких-либо ощутимых результатов в жилищном секторе не удалось. Да, ипотека развивается и будет развиваться, но есть ли в этом заслуга Правительства - большой вопрос. Большинство экспертов в этой области заявляют, что повышение цен на нефть сказывается на покупательной способности граждан и увеличивает спрос на жилье, а падение курса мировых валют служит дополнительным стимулом к вложению средств в недвижимость. Количество сделок по ипотеке в 2005 году возросло на 50%, в текущем году может увеличиться еще на 100%. Только какую роль в этом сыграла реализация жилищного национального проекта, пока не совсем ясно.

 

На прошлой неделе завершилось дело губернатора Ненецкого АО А. Баринова, точку в котором поставил глава государства. 21 июля В Путин подписал  Указ об отстранении дожидающегося суда в тюрьме губернатора от должности "в связи с утратой доверия президента Российской Федерации". Напомним, что 19 мая Генеральная прокуратура РФ предъявила А. Баринову обвинения в мошенничестве в крупном размере и хищениях, а 24 мая он был арестован по решению суда. Ему предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса - 159 (мошенничество в крупных размерах, совершенное группой лиц) и 160 (хищение имущества). Инкриминируемые ему эпизоды относятся к 1999 году, когда А. Баринов работал генеральным директором ОАО "Архангельскгеолдобыча". Ущерб, нанесенный экс-губернатором и еще двумя обвиняемыми, проходящими по этому делу, оценивается следствием в 17 млн руб. А. Баринов был последним всенародно избранным губернатором: он выиграл выборы в Ненецком округе в начале 2005 года уже после введения нового порядка назначения глав регионов. Правда, "первенство" отстранения от должности ему не досталось. В марте 2005 года Владимир Путин уволил главу Корякского автономного округа В. Логинова.

Исполняющим обязанности руководителя региона еще 2 июня был назначен бывший сотрудник УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Валерий Потапенко. За три дня до подписания Указа В. Путин встречался с и. о. губернатора НАО и, по заявлению пресс-службы Президента, обсуждал с ним социально-экономическую ситуацию в округе. Неудивительно, что сразу же после официального отстранения А. Баринова окружному законодательному собранию в качестве кандидатуры на пост губернатора был предложен В. Потапенко.

 

Значительную активность на федеральном уровне на минувшей неделе проявил глава Красноярского края Александр Хлопонин. В четверг 20 июля состоялась встреча губернатора с Президентом В. Путиным, а на следующий день А. Хлопонин как руководитель рабочей группы рассказал "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов" в рамках заседания Государственного Совета РФ.

На встрече с Президентом в первую очередь обсуждалась социально-экономическая ситуация в Красноярском крае. В частности, В. Путин поинтересовался ходом подготовки окончательного объединения края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами, об инвестиционных инициативах в районе Нижнего Приангарья, о создании Сибирского университета в рамках нацпроекта "Образование". Однако б?льшую часть этой встречи А. Хлопонин использовал для того, чтобы рассказать Президенту об острейшей необходимости в федеральном контроле планирования социально-экономического развития российских регионов. В итоге красноярский губернатор обосновал актуальность принятия специального федерального закона "О региональной политике" и создания комиссии по стратегическому планированию регионального развития.

На следующий день в Кремле эту проблему обсудили более детально на заседании Госсовета, посвященном комплексному социально-экономическому развитию регионов России. Мероприятие открыл Президент, который заявил, что регионы не должны превращаться в "медвежьи углы", им следует развиваться вместе со страной. В тоже время программы развития регионов не должны копировать модели советского Госплана. Формирование планов и программ необходимо совместить с рыночными условиями хозяйствования. Затем выступил А. Хлопонин, руководитель рабочей группы Госсовета, которая занималась подготовкой основного доклада (подробнее см. "Текущие проекты. Доклад рабочей группы Госсовета").

"Между федеральным центром, регионами, крупными государственными корпорациями, частным бизнесом и населением не существует никакой увязки, это больше всего настораживает", - заявил А. Хлопонин. Он отметил, что уже до конца года его рабочая группа может разработать проект федерального закона "Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации", в котором предполагается утвердить единый понятийный аппарат и дать определение региональной политике. Кроме того, признание необходимости осуществления федеральной региональной политики позволит перейти к политике долгосрочного развития страны "на основе создания единой общегосударственной системы разработки прогнозно-плановых документов, опирающейся на прогнозы, стратегии и программы комплексного социально-экономического развития регионов, разрабатываемые исходя из приоритетных направлений развития страны в целом и с учетом региональных особенностей". На практике это должно обернуться созданием на федеральном уровне комиссии по стратегическому планированию развития регионов.

Реакция на изложенные А. Хлопониным тезисы со стороны губернаторов была в основном положительной. Так, в интервью журналистам после заседания губернаторы Приморского края и Тверской области заявили, что озвученные инициативы актуальны, потому что позволяют консолидировать усилия всех регионов и федерального центра и направить их на выработку единой федеральной региональной политики. Однако очевидно недовольным оказалось Министерство регионального развития, представители которого объявили предложения А. Хлопонина популистскими и дали понять, что их ведомство уже с 2003 года занимается решением этих проблем.

Не хочется думать, что результатом дискуссии о региональной политике на высшем уровне станет создание некоего декоративного совета или комиссии по стратегического планированию, который не будет иметь никаких прав и полномочий. Это важнейшая тема, на которую федеральный центр просто обязан обратить внимание. Создание единого пространства федеральной региональной политики, в котором были бы учтены интересы и центра, и регионов, - одна из первоочередных задач власти.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта