Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (апрель 2006) - 10 - 16 апреля. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

10 - 16 апреля. Федеральная политика и регионы

 

Удастся ли объявить кавказские республики банкротами? – Д. Козак: «Объединения южных регионов не планировалось и не предвидится!» – Глава Правительства приехал на Алтай. – В Федеральный Конституционный Закон об образовании Пермского края внесены изменения.

Анна Осетрова

На минувшей неделе основное внимание привлекли два политических события регионального уровня, которые затронули три российских региона: Республику Адыгею, Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Речь идет, о ситуации, сложившейся вокруг отставки адыгейского президента Х. Совмена, и референдуме об объединении Иркутской области и УОБАО. Представители федерального центра реагировали на происходящее предельно спокойно, официально практически ничего не комментировали. Однако одно, на первый взгляд, незначительное мероприятие соединило эти сюжеты воедино.

В пятницу в сочинском санатории  "Черноморье" состоялось заседание совета по вопросам местного самоуправления при полпреде президента РФ в Южном федеральном округе. В нем приняли участие полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, а также руководители муниципальных образований региона.

По словам Дмитрия Козака, власть на местах должна быть более самостоятельной. Прошло уже три месяца с момента, как вступил в силу федеральный закон о местном самоуправлении и началось реформирование межбюджетных отношений. Полпред считает, что времени было вполне достаточно, чтобы рассмотреть болевые точки, которые возникают в процессе реформирования органов власти, и подвести первые итоги, чтобы обнаружить проблемы и найти пути их решения. По его словам, федеральная помощь южным регионам России за четыре года выросла в четыре раза. Тем не менее, безработица увеличилась за этот период в полтора раза, а доходы населения, как были в полтора раза ниже общероссийских, так и остались.

Такую критику работы местных властей в направлении укрепления институтов самоуправления и самостоятельности муниципального управления стоит рассматривать как дальнейшее развитие планов Д. Козака по введении внешнего экономического управления высокодотационными регионами. В соответствии с этими планами те субъекты Российской Федерации, чьи доходы зависят от центра более чем на 70%, лишатся финансовой самостоятельности. "Южный" полпред уже достаточно далеко продвинул свою идею: Правительство РФ одобрило законопроект о внешнем управлении регионами; кроме того, Д. Козак практически обеспечил документу поддержку парламентского большинства, поэтому данный закон, скорее всего, будет принят уже летом этого года.

Логика Д. Козака вполне понятна: он стремиться уподобить процедуру управления российскими регионами управлению бизнес-корпорациями. Если на предприятиях-банкротах вводится внешнее управление, то почему бы не поступить также с дотационными регионами? Суть предложения сводится к следующему: чем больше зависимость субъекта от федерального центра, тем меньше должно быть у него самостоятельности, и если регион в силу объективных или субъективных причин не может самостоятельно зарабатывать деньги, то там следует вводить прямое федеральное правление.

Мысль Дмитрия Козака о том, что привычка жить на дотации вредна, потому что закрепляет сложившееся положение дел и поощряет в чиновниках иждивенческие настроения, в принципе, верна. Вот только будет ли укрепление финансовой дисциплины в субъектах Федерации стимулировать местных чиновников и предпринимателей к повышению экономических показателей ради достижения желанной самостоятельности? Ведь регион – это гораздо более сложное образование, нежели частная бизнес-корпорация. А федеральная попытка их уподобления может привести к дополнительному осложнению отношений между центром и местными политическими и бизнес-элитами, усилению сепаратистских настроений. Думается, что Кавказ – это не самое удачное место для подобных экспериментов.

 

В Сочи была затронута еще одна чрезвычайно острая проблема южных российских регионов: вопрос укрупнения регионов. Набирающий обороты процесс слияния территорий не обошел стороной и российский Юг. Здесь сразу были назначены главные претенденты на объединение: Краснодарский край и Республика Адыгея. Однако ситуация именно вокруг этого укрупнения чрезвычайно накалилась. Дошло до того, что лидеры общественных организаций, выступающие от имени адыгского народа, заявили, что если Москва продавит объединение, то она получит вторую Чечню.

На пятничном мероприятии в Сочи Д. Козак заявил журналистам: "Наша позиция состоит в том, что все те границы, которые фактически сложились в момент принятия новой Конституции Российской Федерации, когда был определен закрытый перечень субъектов РФ, у которых своя территория, и есть законные границы и они остаются неприкосновенными". Что касается пересмотра границ внутри региона, то полпред отметил: никаких предложений и решений относительно пересмотра границ, тем более под давлением, по указке или под влиянием вышестоящих федеральных органов власти нет. Если рассматривать это заявление в контексте событий вокруг возможной отставки президента Адыгеи и настроений в среде республиканских политиков и общественных деятелей, то создается впечатление, что федеральный центр решил притормозить реализацию объединительного проекта на юге. По крайней мере, он не будет форсировать события до тех пор, пока общественно-политическая ситуация здесь не стабилизируется.

 

Другим крупным федеральным событием стал визит премьер-министра РФ М. Фрадкова в столицу Алтайского края город Барнаул 13-14 апреля. В ходе поездки глава Правительства посетил несколько крупнейших предприятий региона, в том числе производственное объединение "Ротор", производящее приборы для морских и речных судов, различные виды электродвигателей, а также оборудование по добыче нефти с морских буровых платформ; одно из крупнейших предприятий страны в области энергетического машиностроения ОАО "Сибэнергомаш"; первую газотурбинную станцию в регионе; Алтайский завод прецизионных изделий. М. Фрадков констатировал сложность ситуации в алтайской промышленности и ее показательность для России в целом. При этом он высоко оценил промышленный потенциал региона и пообещал, что Правительство приложит все усилия для преодоления кризиса.

 

13 апреля Президент РФ В. Путин подписал Федеральный Конституционный Закон № 1 о внесении изменений в Закон об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Этот документ предполагает изменения в части уточнения порядка формирования Законодательного Собрания объединенного Пермского края первого созыва. В частности принятый ФКЗ устанавливает дату выборов депутатов Законодательного Собрания, его численный состав и схему формирования.

Изменения ФКЗ об образовании Пермского края, который существует на карте России менее полугода, потребовались для устранения пробелов в базовом законе. Во внимание была принята разница в численности избирателей: в Пермской области – более 2 млн человек, а в Коми-Пермяцком округе - всего 90 тыс. Такой разрыв не позволял достичь коми-пермякам сколько-нибудь значимого представительства в органах власти при соблюдении общих принципов избирательного права. До объединения оно обеспечивалось тем, что Коми-Пермяцкий округ являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации, и имел двух депутатов в законодательном собрании области.

Теперь, согласно договоренности между объединяющимися субъектами, представительство коми-пермяков будет обеспечено за счет четких гарантий того, что Коми-Пермяцкий округ будет представлен в Законодательном Собрании Пермского края первого созыва двумя депутатами, т. е. так же, как и до объединения. Однако такой порядок будет носить временный характер и применяться  только для выборов первого созыва. И поскольку институт выборов по одномандатным округам упраздняется, предполагается, что в дальнейшем представительство будут обеспечивать политические партии. Для того чтобы одержать победу на определенной территории, они будут вынуждены учитывать в своих списках представителей коренного населения.

Кроме этого, в ФКЗ об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, принятом в 2004 году, не были установлены численность депутатов и схема формирования законодательного органа объединенного региона. При этом срок полномочий двух существующих парламентов истекает 9 декабря 2006 года. Поэтому в новом законе прописывается число депутатов Законодательного Собрания Пермского края - 60 человек, а также схема его формирования, по которой 30 депутатов избираются от политических партий и столько же по округам. Принципиально важно, опять же, что два депутата будут представлять одномандатные округа, образуемые на территории Коми-Пермяцкого округа.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва назначены на 3 декабря 2006 года.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта