Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (ноябрь 2005) - 21-27 ноября. Политическая жизнь в регионах: итоги недели
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

21-27 ноября. Политическая жизнь в регионах: итоги недели

 

Алексей Титков
 

Самым заметным политическим мероприятием общероссийского значения, приходившим за пределами Москвы, был съезд партии “Единая Россия”, проведенный 26-27 ноября в Красноярске. О масштабах влияния “Единой России” на политическую жизнь в регионах можно судить по показателям, объявленным на съезде председателем партии Б. Грызловым: членами партии являются главы 64 регионов, в более чем половине региональных законодательных собраний фракции “Единой России” имеют больше половины мест, членами ”Единой России” являются около пяти тысяч глав муниципальных образований (почти половина от “дореформенного” количества муниципальных образований, почти четверть от предусмотренного реформой МСУ).

Влияние руководства “Единой России”, федерального и региональных отделений, на кадровые решения и на бюджетный процесс, значимое уже сейчас, в дальнейшем должно вырасти еще больше. Новым и отличительным в прошедшем съезде “Единой России” была его региональная составляющая, посвященная развитию Сибири и Дальнего Востока. Такая тематика, в свое время характерная для КПСС – обсуждение пятилетних планов на партийных съездах, пленумы “по освоению зоны БАМ” и “по Нечерноземью”, была совсем не свойственной партийным мероприятиям 1990-х и начала 2000-х годов. Та или иная партия могла заявить намерение стать партией региональных интересов (ПРЕС в 1993 г., “Вся Россия” в 1999 г.), провести, в доказательство, партийный съезд где-нибудь “в регионах” - дальше этого региональная компонента партийной повестки не заходила.

Продолжились избирательные кампании в законодательные собрания регионов (в Чеченской Республике прошедшая неделя была последней предвыборной, в воскресенье прошло голосование). Самым громким из предвыборных событий стало решение Московского городского суда удовлетворить иск представителей ЛДПР, требовавших отменить регистрацию списка партии “Родина” за разжигание межнациональной розни и использование служебного положения. Жесткое соперничество этих двух партий проявлялось и на других региональных выборах; до сих пор самым резким случаем конфликта были выборы в Ямало-Ненецком автономном округе (март 2004 г.), на которых, наоборот, список ЛДПР был снят с выборов по иску “Родины” – тогда выяснение отношений между партиями закончилось дракой в Государственной Думе между В. Жириновским и депутатом от “Родины” А. Савельевым. В московском конфликте двух партий дополнительной, очень значимой, составляющей стали их отношения с московской мэрией – партнерские для ЛДПР (самый выразительный пример их союза - октябрьские выборы в Белгородской области) и крайне обостренные для “Родины”, построившей московскую кампанию на резкой критике городской власти.

Неделей раньше председатель партии “Родина” Д. Рогозин заявлял, что власть вряд ли решится на снятие списка “Родины” с московских выборов из-за того, что такое решение приведет к резкому росту поддержки “Родины” в других регионах, где тоже идет избирательная кампания. Такое соображение, в какой-то степени обоснованное, может быть значимым, к примеру, для президентской администрации и для федерального руководства “Единой России”, но не для команды Лужкова, для которой важен результат именно московских выборов. Отношение федеральных властей к этому конфликту станет более понятным после решения Верховного суда, в который подали кассационную жалобу представители “Родины”. От него будет зависеть не только результат московских выборов, но и политическая ситуация в других регионах, не только в декабре 2005 г., но и на более далекую перспективу.

Проблема региональной принадлежности крупных корпораций, служащих основным источником пополнения бюджета региона, стала ключевой для Омской области, которой по-прежнему грозит перерегистрация “Сибнефти” из Омска в Петербург, и для Якутии, столкнувшейся с проблемой возможной потери контроля над компанией “АЛРОСА”. Омские интересы ("Изменения регистрации 'Сибнефти' не отвечают ни интересам 'Газпрома', ни интересам государства") на прошедшей неделе заявлял лично губернатор Л. Полежаев, выступивший на пресс-конференции в Москве. Протест против федерализации компании “АЛРОСА” был выражен не напрямую республиканскими властями, а от имени общественной организации Народный фронт “Якутия - АЛРОСА”. Кампания за сохранение компании “АЛРОСА” под республиканским контролем, открывшаяся митингом в Якутске, может, при необходимости, оказаться такой же масштабной, как проходивший в течение ноября 2005 г. сбор подписей за продление полномочий президента республики В. Штырова: в этой акции, тоже проводившейся от имени общественности, были собраны 230 тыс. подписей, что составляет около 2/5 от всего взрослого населения республики.

Другим важным случаем столкновения интересов между региональными властями и “федералами” остается противостояние между федеральным предприятием “Почта России” и руководством Татарстана (см. обзор за 30 октября – 6 ноября). На прошлой неделе конфликт получил продолжение: инспекция Федеральной налоговой службы в Татарстане отказалась регистрировать почтового отделения федерального подчинения, сославшись на то, что создание отделений связи без учета предложений региональных органов власти противоречит федеральному закону “О почтовой связи”. Возможности, правовые и политические, для продолжения спора остаются и с федеральной стороны, и с республиканской, так что конфликт может оказаться затяжным, с трудно прогнозируемым результатом.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта