Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - ИРП и Ведомости: ДИСКУССИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ - "Итальянские рецепты". А. Рамилова
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

"Итальянские рецепты". А. Рамилова

 

Стратегия экономического развития страны невозможна без понимания ее регионального измерения. Нынешняя статья посвящена ошибкам и опыту Италии. О возможностях регионального развития в России читайте в понедельник, 29ноября, статью Александра Хлопонина, губернатора Красноярского края.

Десятилетний опыт проведения региональных реформ в Италии, которая сравнительно недавно (в 1861г.) стала единым государством, без преувеличения можно назвать исключительным.

Наблюдая концептуальную последовательность проделанной работы, трудно поверить, что реформа была вызвана чрезвычайной ситуацией, сложившейся в Италии в начале 1990-х гг. Растущий государственный долг, бюджетный дефицит, приближающийся к 10%ВВП, инфляция выше 6%. Некомфортная ситуация для страны, входящей в семерку избранных мировых держав.

Устав нести бремя по содержанию слаборазвитых южных регионов, северяне заявили о желании отделиться и создать суверенное государство. Сепаратизм оформился в политическую программу партии “Лига Севера”, которая сейчас входит в правящую коалицию “Дом свободы” и чье руководство занимает ключевые посты в правительстве. Чтобы избежать раскола страны, итальянские власти при поддержке Евросоюза принялись за серьезные преобразования.

Пробы и ошибки

Попытки смягчить межрегиональные контрасты предпринимались в Италии на протяжении всего послевоенного периода. Вначале это был план Маршалла. Затем, в начале 1950-х гг., появилась 10-летняя программа поддержки депрессивных регионов, был создан специальный фонд “Касса Медзоджерно” (историческое наименование юга Италии).

Фондовая схема управления инвестресурсами была вызвана стремлением руководства страны вывести из игры неэффективную административную систему и избежать традиционных бюрократических процедур. “Касса” пользовалась значительной автономией в сфере планирования и финансового менеджмента, ее особый статус позволял привлекать высокооплачиваемых специалистов.

Вместо предполагаемых 10лет фонд просуществовал до 1986г. За это время многие действительно кричащие вопросы удалось решить, повысился уровень жизни, увеличилось агропроизводство. Однако надежда на то, что инфраструктурной базы будет достаточно для стимулирования промышленного развития, не оправдалась.

Помимо средств фонда на создание новых промышленных предприятий на юге были брошены инвестиции крупных госкомпаний. Были созданы предприятия в металлургической, химической, машиностроительной отраслях. Однако эффект от привлечения промышленных гигантов оказался неожиданным.

Местные предприятия не смогли воспользоваться созданным гигантскими инвестициями потребительским спросом. Парадоксально, но крупные индустриальные вложения только усугубили кризис на юге. Они позволили более сильным северным предприятиям оперативно воспользоваться дешевой инфраструктурой и ресурсами, емким потребительским рынком. Слабые ростки экономической устойчивости захлебнулись в потоке гигантских инвестиций, порождавших коррупцию и усугублявших экономический разрыв.

В 1986г. была предпринята безуспешная попытка реформировать “Кассу”, формально делегируя регионам отдельные полномочия. Однако отсутствие административных институтов, череда скандальных коррупционных процессов, резко негативное общественное мнение в совокупности с обострившимся политико-экономическим кризисом привели к тому, что в 1992г. гигантским вливаниям был положен конец. В том же году были изменены базовые принципы региональной политики.

Новая политика

Если прежде региональная политика ограничивалась экономической поддержкой отсталого юга, что в итоге только консервировало отсталость, то теперь на вооружение был принят подход паритетного развития, предполагающий пропорциональное распределение государственных ресурсов между всеми регионами Италии.

Особую роль в дизайне итальянских реформ сыграли общеевропейские регуляторы. Итальянская региональная политика стала развиваться в контексте единой общеевропейской региональной политики.

В основе нового подхода лежит идея того, что Италия и ЕС должны ориентироваться на сокращение искусственного стимулирования проблемных регионов. Ни субсидии, ни финансовые льготы предприятиям не способны устранить структурные диспропорции. Они лишь временно компенсируют территориальные различия, создавая напряженность между регионами.

Новая региональная политика ставила перед собой задачи создания “рамочных условий”, главным из которых является институциональное строительство: создание региональных и локальных центров принятия решений (административных, общественных, предпринимательских), усиление территориального планирования, повышение эффективности регионального управления, упрощение административных процедур.

В 1999г. государства— члены ЕС подписали соглашение, определяющее механизмы и инструменты новой региональной политики на период 2000-2006гг. На финансирование программы было решено выделить 195млрд евро. Эффективное использование этих ресурсов основывается на четырех принципах:

— субсидиарность: децентрализация полномочий между различными уровнями власти;

— партнерство: создание системы институционального и социального партнерства, которая предполагает согласованное принятие решений о разработке, финансировании, реализации и мониторинге региональных программ с участием представителей власти, профсоюзов и частного бизнеса;

— дополнительность: средства “союзного” бюджета рассматриваются как дополнительные и выделяются лишь при наличии соответствующих национальных;

— концентрация ресурсов и их интегрированное использование: несмотря на наличие нескольких источников финансирования, управление средствами происходит из единого ответственного центра.

В качестве финансовых инструментов реализации “союзных” инвестиций были созданы специальные структурные фонды. На региональные программы Италии за этот период предполагалось распределить 29656млн евро. Для координации общесоюзных и национальных региональных программ в правительстве Италии появился новый орган— департамент политики развития. Его руководитель Фабрицио Барка полагает, что для экономического развития страны важно, чтобы регионы ощущали себя самостоятельными игроками на международном рынке.

Конструктивная революция

За период реформ удалось совершить “конструктивную революцию” практически во всех сферах межрегионального сосуществования. Усиление региональной и территориальной автономии, введение прямых выборов глав регионов, провинций и мэров городов потребовало внесения соответствующих изменений в конституцию страны. Регионы стали основными персонажами социально-политической жизни, ослабив влияние партийных структур и смягчив политическое напряжение.

Пересмотр региональной политики сопровождался широкими административно-структурными изменениями. В основу административной реформы был положен принцип “вертикальной субсидиарности”: государственная функция осуществляется надуровнем только в случае, если подуровень по объективным причинам не в состоянии ее исполнить.

В 1997г. неэффективная бюрократическая система подверглась кардинальному упрощению, были запущены процессы дерегулирования. В результате более 207административных процедур было ликвидировано, в 95%случаев лицензии заменили заявительные процедуры, а вместо 43разрешений для открытия нового бизнеса теперь требуется одна упрощенная процедура.

Серьезному упрощению и децентрализации подверглись правительственные и государственные структуры. Так, вместо 22министерств в результате слияний и упразднений к 2001г. осталось всего 12.Впрочем, реформа госслужбы, по общему мнению, была и продолжает оставаться одним из самых уязвимых мест итальянских реформ.

Автор— консультант департамента политики развития Министерства экономики и финансов Италии

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта