Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - ИРП и Ведомости: ДИСКУССИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ - "Неровности выравнивания". О. Кузнецова
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

"Неровности выравнивания". О. Кузнецова

 

Принято считать, что региональная политика федеральных властей направлена на выравнивание социально-экономического развития регионов. В целом с этим тезисом можно согласиться, однако реальная ситуация на самом деле гораздо сложнее.

Структура потоков

Прежде чем делать выводы о выравнивающем эффекте федеральной экономической политики или отсутствии такового, необходимо разобраться со структурой финансовых потоков от федерального бюджета к регионам.

Одна их часть - это так называемая финансовая помощь субъектам Федерации (или межбюджетные трансферты). В 2004 г. объем финансовой помощи регионам составил 401,3 млрд руб., или 14,9% общей суммы расходов федерального бюджета. Инвестиционные расходы федерального бюджета составляют только около 10% этой суммы. Остальные 90% фактически идут на финансирование текущих расходов региональных бюджетов (заработную плату бюджетникам, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. п.). Таким образом, финансовая помощь из федерального бюджета направлена на сокращение различий не столько в уровне экономического развития регионов, сколько в уровне обеспеченности региональных бюджетов, а это не одно и то же.

Примерно 10% расходов федерального бюджета уходит за пределы России - это расходы на обслуживание внешнего государственного долга и международную деятельность.

Оставшиеся 75% расходов - это так называемые прямые расходы федерального бюджета, причем они имеют для регионов не меньшее, а в ряде случаев и большее значение, нежели финансовая помощь. Часть прямых расходов опосредованно поступает в региональные бюджеты, прежде всего в виде 13%-ного подоходного налога с выплачиваемой из федерального бюджета заработной платы. Разного рода выплаты населению из федерального бюджета (та же заработная плата, социальные выплаты льготникам) формируют часть доходов населения, а с ними и дополнительный спрос на потребительские товары. Часть федеральных расходов способствует экономическому развитию регионов - как косвенно (например, расходы на высшее образование), так и прямо (в прямые расходы входят федеральные инвестиции, не отнесенные к финансовой помощи регионам).

Что мы знаем

Когда речь идет о выравнивании, обычно имеют в виду только одну, сравнительно небольшую, часть потока из центра - финансовую помощь. Причина понятна. Финансовая помощь является по-настоящему прозрачной частью финансовых потоков. Данные об исполнении региональных бюджетов, включающие и данные о полученных ими средствах из федерального бюджета, ежемесячно публикуются на официальном сайте Федерального казначейства, а до 2005 г. - Минфина России.

Относительно прозрачно распределение по регионам федеральных инвестиций. Такую информацию регулярно публикует Росстат (по инвестициям в основной капитал за счет средств федерального бюджета). Правда, в официальных сборниках Росстата объемы федеральных инвестиций в регионах как таковые не приводятся, но их можно рассчитать с некоторой долей погрешности.

Наконец, совершенно непрозрачно распределение по регионам прямых федеральных расходов неинвестиционного характера. Несмотря на то что Федеральное казначейство располагает сведениями о территориальном разрезе федерального бюджета, данные эти не публикуются. Не встает вопрос о распределении по регионам всех федеральных расходов (а не только помощи) и при подготовке ежегодных законов о федеральном бюджете.

Кому больше

Итак, текущая финансовая помощь регионам идет на выравнивание обеспеченности региональных бюджетов; как распределяются текущие прямые расходы федерального бюджета, неизвестно, но остается самая интересная с точки зрения своего непосредственного влияния на социально-экономическое развитие регионов часть расходов федерального бюджета - федеральные инвестиции в основной капитал (в 2004 г. в целом по регионам их объем составил 108,3 млрд руб.).

На основе данных Росстата можно рассчитать объемы федеральных инвестиций в основной капитал по регионам на душу населения в 2004 г. и сравнить этот показатель с валовым региональным продуктом на душу населения в 2003 г. Последний лучше всего характеризует уровень экономического развития регионов. Если федеральные инвестиции распределяются по принципу выравнивания социально-экономического развития регионов, то чем ниже душевой ВРП, тем больше должно быть федеральных инвестиций на душу населения. Для простоты из рассмотрения исключены автономные округа и не учитываются межрегиональные различия в уровне цен.

В таблице приведены результаты расчетов. Они показывают, что выравнивание социально-экономического развития регионов - это не столь уж очевидное явление. С одной стороны, определенный выравнивающий эффект, безусловно, присутствует. Например, большинство республик Северного Кавказа с низким уровнем экономического развития получают и значительные объемы федеральных инвестиций. С другой стороны, совершенно очевидно, что федеральные власти уже сейчас значительную часть инвестиций направляют в несколько "полюсов роста". Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан. И, напротив, есть регионы, явно недополучающие федеральную поддержку.

Самый главный вывод - это необходимость координации различных финансовых потоков, идущих из федерального бюджета в регионы.
 

 

 

26 регионов с наименьшими значениями ВРП на душу населения

26 регионов со средними значениями ВРП на душу населения

26 регионов с наибольшими значениями ВРП на душу населения

26 регионов с наименьшими объемами федеральных инвестиций на душу населения

Алтайский край, Брянская, Владимирская, Ивановская, Кировская области

Удмуртия, Хакасия, Белгородская, Волгоградская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Смоленская области

Башкирия, Коми, Красноярский край, Иркутская, Липецкая, Пермская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области

26 регионов со средними объемами федеральных инвестиций на душу населения

Дагестан, Мордовия, Тыва, Чувашия, Ставропольский край, Воронежская, Костромская, Пензенская, Тамбовская области

Бурятия, Приморский край, Астраханская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Тульская области

Якутия, Хабаровский край, Архангельская, Московская, Сахалинская, Томская, Челябинская области

26 регионов с наибольшими объемами федеральных инвестиций на душу населения

Республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Курганская, Псковская, Ростовская области

Еврейская АО, Амурская область, Калининградская область, Читинская область, Калужская область, Краснодарский край

Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Татарстан, Вологодская, Камчатская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская области

 

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта