25.01.06. OPEC.RU. Алексей Титков.Любое резкое изменение сложившихся правил может подтолкнуть к борьбе за передел зон влияния
Алексей Сергеевич, полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак видит два пути вывода экономики из тени.
Первое – совершенствование органов госвласти и органов местного самоуправления.
Второе – это повышение эффективности работы правоохранительной системы.
По сути, оба метода направлены на вмешательство неэкономическими путями.
По оценкам Козака, сектор теневой экономики в целом по России составляет 19%.
Прав ли Козак в отношении борьбы с теневой экономикой административными путями? Или же все-таки будет целесообразнее это делать экономическими методами? И не занижены ли оценки Козака по объему теневой экономики?
Думаю, нужно учитывать, что оценка и предложения полпреда Д. Козака относятся к строго определенной части страны: к Южному федеральному округу, за который он отвечает, и, в первую очередь, к северо-кавказским республикам. Можно спорить, занижена или нет оценка для страны в целом, но для Д. Козака, наверно, важнее было оценить сравнительный уровень теневой экономики в регионе, и здесь его оценка – в полтора раза выше среднего по России, выше некоторого критического порога – выглядит очень правдоподобной. Проблема «серой» экономики на Северном Кавказе известна давно, про ее масштабы еще в советское время можно было догадаться даже по данным официальной статистики - если сравнивать, например, среднедушевой уровень доходов или заработной платы с показателями обеспеченности легковыми машинами или бытовой техникой. Наверно, главное, чего хотел добиться Д. Козак – напомнить, что такая проблема существует, что она политически значимая и ей нужно как-то заниматься, а с конкретными оценками – и так понятно, что много, а на самом деле еще больше.
Пути решения, предложенные Д. Козаком, чем-то напоминают советские кампании восьмидесятых годов – сначала андроповскую за трудовую дисциплину, потом горбачевскую против алкоголизма. Меры явно поверхностные, заведомо ограниченные, но на первое время, на ближайшие несколько лет, результат от их применения должен быть заметным. Навести порядок, наладить учет – это решения, вполне понятное людям, живущим в регионе, самое ожидаемое и самое напрашивающееся. С таких мер, самых элементарных, наверно, и нужно начинать.
Другое дело, что здесь приходится тщательно взвешивать все возможные политические издержки кампании против теневой экономики. «Серые» сектора северо-кавказской экономики – как впрочем, и «белые», да и «черные», наверно, тоже – в значительной степени поделены между кланами и между этническими группами. Любое резкое изменение сложившихся правил может подтолкнуть к борьбе за передел зон влияния и, как следствие, к обидам и конфликтам с опасной этнической окраской. К таким проблемам нужно заранее быть готовым.
|