Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - А Р Х И В - 13.12.05. KREML.ORG. А. Николаев. ЧГП в реализации крупных проектов - перспективный путь.
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

13.12.05. KREML.ORG. А. Николаев. ЧГП в реализации крупных проектов - перспективный путь.

 

- Сейчас очень много говорится о развитии Сибири. Что означают существующие проекты, и каким, на ваш взгляд, должен быть проект модернизации Сибири?

- Проекты развития Сибири разрабатываются достаточно давно. Один из первых постсоветских проектов назывался "Стратегия экономического развития Сибири". Он был разработан сразу после образования федеральных округов, в 2001 году, как попытка разработать программу развития на такую большую территорию и на достаточно длительный срок. К сожалению, к тому моменту, когда программа дошла до утверждения, из нее были убраны многие прогрессивные вещи и, соответственно, она просуществовала как формальный документ до настоящего времени. Сейчас, насколько я знаю, она перерабатывается очередной раз.

При этом если первая Стратегия предоставляла из себя набор методов по решению проблем существовавших, то теперь власти поменяли свое отношение. Это видно на примере обсуждавшейся летом стратегии регионального развития страны, подготовленной "вновь воскресшим" Министерством регионального развития. Приоритет был отдан созданию регионов-локомотивов и их поддержке, вместо выравнивающей политики. Это не означает отмену помощи слабым регионам, но новая стратегия делает акцент именно помощь в развитии крупных регионов на базе крупных проектов. Я считаю, что обсуждающаяся сейчас тема частно-государственного партнерства в реализации крупных проектов - это перспективный путь. Тем более что он пройден многими странами Европы.

- Совсем недавно в Красноярске на съезде "Единой России" были сделаны заявления относительно модернизации Сибири. Какова роль единороссов в этом проекте?

- Поскольку "Единая Россия" - партия власти и партия губернаторов, я думаю, что ее роль должна быть заметна в этом направлении. Кому, как не думскому большинству, которое составляют единороссы, решать законодательные вопросы развития частно-государственного партнерства. С одной стороны, это крупный бизнес, который заинтересован в реализации крупных проектов. С другой стороны, это федеральные и региональные власти, которые могут помочь бизнесу в части реализации проектов через инвестиции в инфраструктуру и ряд других направлений.

- Какие вы могли бы отметить феномены, скажем так, особенно выделяющиеся регионы в Сибири?

- Я бы отметил феномен Якутии, который появился в ельцинские времена наряду с такими феноменами, как Татарстан и Башкирия. Этот регион в свое время выторговал для себя много привилегий. Так же, как Татарстан и Башкирия, Якутия в свое время получила в свое распоряжение крупные объекты, которые составляли основу экономики региона. Сейчас идет процесс пересмотра всех этих привилегий. В частности, идет федерализация "АЛРОСы". Было бы странно, если бы этот процесс прошел незамеченным, поскольку "АЛРОСА" дает треть бюджета республики. Федеральные власти предполагают пересмотреть решения 90-х годов и вернуть имущественный комплекс этого объединения в федеральную собственность. Сейчас компания не является собственником комплекса, на основе которого она работает. Компания арендует его у региональных властей и за счет этого бюджет получает до 10 млрд рублей ежегодно. Федеральные власти обещают компенсировать выпадающие расходы.

- Как скоро инициативы по улучшению региона могут дать определенные результаты и что для этого необходимо сделать в первую очередь?

- Механизмы функционирования частно-государственного партнерства уже разрабатываются и в качестве такого примера, могу привести Красноярский край, где собирались единороссы. По совместному заказу администрации края и Минэкономразвития, при содействии нашего института был разработан Проект развития Нижнего Приангарья. Там отражены все проекты, которые предполагается осуществить на территории Сибири, сроки их реализации и эффекты для экономики региона и страны в целом, прописаны механизмы реализации. То есть, существует ряд частных инвесторов, которые готовы инвестировать в достройку ГЭС, строительство алюминиевого завода, строительство целлюлозно-бумажного комбината. Для того, чтобы все это реализовалось в Приангарье, не хватает ряда инфраструктурных объектов: железной дороги, автомобильной дороги, электросетей и др. И федеральная и региональная власть выражают готовность профинансировать соответствующую инфраструктуру в регионе. Старт проекта намечен на 2006-й год, а первые объекты предполагается ввести в эксплуатацию уже в 2009.

Все наработки, полученные в рамках этого проекта, в принципе пригодны для реализации других проектов частно-государственного партнерства в регионах Сибири и не только. Властью, в свою очередь, тоже предприняты важные решения. Подписано постановление об Инвестфонде, из которого будут финансироваться инфраструктурные проекты и претендентом на средства которого является в том числе и проект развития Нижнего Приангарья. И сейчас, насколько я понимаю, разрабатываются все административные механизмы функционирования Инвестиционного фонда.

Главное здесь качество и степень подготовленности проектов, претендующих на статус национальных, их мультипликативный эффект для экономики Сибири и всей страны.

- Предусмотрены ли какие-то программы для молодежи?

- Сфера образования сейчас объявлена национальным проектом, но если брать проекты частно-государственного партнерства, то для многих из них требуются молодые специалисты, которые уже работали на многих предприятиях в регионе. И я могу сказать, что в рамках проекта, которым мы занимались в Нижнем Приангарье, такая программа существует. Разрабатывает и берет на себя ее проведение в жизнь администрация края, но, я думаю, что было бы логично, если бы такие программы разрабатывались и на федеральном уровне.

 

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта