В результате преобразований последних 15лет субъекты Федерации оказались разделены на две неравные части— это 10субъектов-доноров и 79субъектов-реципиентов, зависящих от федеральных трансфертов.
Возьмем на себя ответственность и скажем, что попадание в первую или во вторую группу далеко не в первую очередь зависит от качества государственного управления. В обеих группах есть субъекты с относительно высоким уровнем эффективности управления. Преуспевание регионов в большей степени связано с наличием полезных ископаемых, предприятиями их первичной переработки и благоприятной конъюнктурой мировых цен.
Нельзя не согласиться с теми главами субъектов Федерации, которые говорят о потере мотивации к развитию. В качестве главной причины они называют перераспределение в консолидированном бюджете страны долей федерального правительства и субъектов Федерации.
Но можно понять и логику федерального правительства, у которого до сих пор нет серьезных рычагов влияния на органы управления субъектов Федерации. Более того, попытки Минфина ввести принцип, который можно было бы назвать “бюджетные преференции за реформы”, не дал особых результатов. Многие предпочли дополнительным ассигнованиям непрозрачность существующих расходов, ссылаясь на автономию бюджетной системы.