Тропинки развития. Разница характеров

7 октября 2013 - Администратор
Отмеченная президентом Владимиром Путиным задача “укрепления Федерации” в области госстроительства является средством обеспечения экономического развития, роста потребления и конечной задачей управления “огромной и уникальной по своему составу территорией” (президентское послание 2005г.). Помимо политических средств и методов важнейшую роль, как это известно из истории, играет фактор собственного развития регионов. Каждый регион должен видеть свое будущее, свой непосредственный горизонт развития, свой шанс на улучшение жизни людей прежде всего за счет своих собственных усилий.
 
Развитым областям Федерации справедливо представляется, что они лучше знают свои потребности и в состоянии эффективно использовать ресурсы. Их объективный интерес состоит в расширении своих прав и полномочий— в частности, они хотели бы удерживать часть прироста налоговых поступлений для реинвестирования в развитие вместо автоматического перераспределения (китайский вариант). Намного сложнее положение дотационных регионов, у которых далеко не всегда есть ясный путь ускорения развития. Тут и роль федерального центра намного выше, поскольку распоряжение переданными ресурсами накладывает свою ответственность и предполагает контроль со стороны источника ресурсов, как это мы наблюдаем и в международной практике (условия займов МВФ и МБРР).
 
Свою региональную политику ведут финансово-промышленные группы, которые в состоянии просчитывать свои инвестиционные проекты до уровня детализации, позволяющей им опираться на региональные возможности и различия. Ресурсы проведения федеральной региональной политики нельзя переоценивать— нужно определить пределы, в которых каждая из трех сторон (центр, региональные элиты, ФПГ) может внести вклад в прогресс областей и республик. Центр объективно заинтересован в максимальной мобилизации местных сил как в формулировании целей развития, так и в переговорном процессе с другими сторонами по их достижению. Дело тут, как показывает мировой опыт, не столько в управляемости, сколько во взаимодействии трех групп целей и инструментов. В конце концов, как известно, опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
 
При выработке новой региональной политики большие надежды все возлагают на новое Министерство регионального развития, которое вот-вот выйдет с новой концепцией пространственного развития. Мы можем поддержать точку зрения, которую активно высказывают представители развитых регионов: гарантировать некий социальный стандарт всем и дать возможность лидерам сделать прорыв.
 
Модернизация экономики России предполагает огромную активность предпринимателей и интеллигенции, свободу предпринимательства (в том числе от претендентов на ренту), творчества, укрепление прав собственности на результаты инновационной и инвестиционной деятельности. Существующее неравномерное распределение человеческого капитала не исправишь приказом. Развитые регионы в условиях длительного подъема поддержат такие естественные элементы федеральной программы, как снятие барьеров для миграции рабочей силы, товаров и капиталов. Это включает и изменение структуры собственности.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий