Основным плацдармом проведения такой политики способна, на мой взгляд, стать Сибирь. При ее нынешнем социально-экономическом отставании от Центральной России такой пассаж может показаться странным. Но стоит лишь взглянуть на наше недавнее прошлое, как это утверждение обретает логику. Все минувшее столетие— непрерывное осуществление государством наиболее значимых национальных проектов именно в Сибири: сооружение крупнейшей в мире Транссибирской железнодорожной магистрали; переселение крестьян, заложивших основу сельского хозяйства на огромных территориях; создание мощнейших нефтегазового и энергетического комплексов; освоение целины и строительство БАМа; формирование пояса академической науки. Страна жила, живет и долго еще будет жить результатами этих акций.
Вложения в Сибирь воздавались и будут воздаваться государству сторицей. Уже есть и межрегиональные проекты федерального значения, способные объединить усилия сразу нескольких сибирских регионов. Например, строительство Северной широтной дороги для выхода из Сибири в европейскую часть России через Север или сооружение нефтепровода Восточная Сибирь— Тихий океан. Последний проект, кстати, связан с решением неизбежной национальной задачи, как форсированное освоение Восточной Сибири в качестве замены ее месторождениями истощаемых нефтегазовых провинций Сибири Западной. Это обеспечит как внутренние потребности наших восточных регионов в нефти и газе, так и их экспорт в АТР. У России есть уникальный шанс повторить здесь успех со своим газом на европейском рынке.
В основе общефедеральных проектов— освоение перспективных природных ресурсов с учетом существующих и планируемых транспортных артерий. И одновременно создание на этой базе мощных перерабатывающих комбинатов, высокотехнологичных предприятий, в том числе оборонного комплекса, научных центров и современной социальной инфраструктуры. Главное условие успешного решения этой грандиозной задачи— комплексный подход к хозяйственному и социальному преобразованию трудного, но очень перспективного региона.