В российских условиях есть третий игрок помимо федерального центра и местных элит, решающий в зависимости от типа региона разные задачи— от поддержания притока перераспределенных ресурсов до развития своей области. Для малых стран— это иностранные компании, а у нас— ФПГ или иностранные, если повезет. В отличие от малого и среднего бизнеса, инвестирующего в основном локально, финансово-промышленные группы ведут собственную (часто глобальную) политику в отношении централизации финансовых потоков и регионального размещения капиталовложений. Главное, они не обязаны реинвестировать свой доход ни в России, ни в регионе его происхождения. Их эффективность зависит от рациональных решений. Регионы внутри России, так же как страны мира для транснациональных компаний,— это место обеспечения воспроизводства рабочей силы и устойчивости условий производства (чаще добычи). Объективный интерес ФПГ— максимум свободы движения капиталов, то есть свободы локализации инвестиций по стране и миру.
В пореформенный период в регионах сначала доминировали областные власти, а потом резко усилились финансово-промышленные группы (частные или государственные). Разумеется, в более развитых регионах, с несколькими развитыми отраслями экономики и несколькими ФПГ, у местных элит было больше возможностей для маневра и обеспечения интересов регионов в переговорах с мощными финансово-промышленными группами. В эти отношения вмешался наконец центр, создав сложную динамическую ситуацию между интересами центра (национальными или министерскими, что не всегда одно и то же), интересами ФПГ и региональным развитием.
Для будущего России критически важно, насколько ясно все три группы мощных субъектов региональной политики видят свои интересы и будущее страны и региона. Они могут блокировать друг друга, а могут вместе идти вперед. Страна у нас сложная, тут все трудно, особенно региональная политика,— значит, нужно в нее вкладывать ресурсы, мысль и терпение.
Авторы— президент Института энергетики и финансов (ИЭФ); старший эксперт ИЭФ