Разные условия - разные цели. Провал выравнивания
8 октября 2013 - Администратор
Заметим, что международные финансовые институты десятилетиями занимались чем-то похожим на “бюджетное выравнивание”, но без особого успеха. Буквально в эти дни министры финансов стран “восьмерки” при лидерстве США и Великобритании перешли к идее общего списания долгов 27беднейших стран, причем, что поразительно, включая долги МВФ и МБРР. Внутри отдельной страны такого механизма не надо— просто эффективность перераспределения ресурсов нужно мерить не выравниванием потребления, а качеством использования свободных ресурсов на развитие. Внутри России такой шаг выглядел бы как “реструктурирование” (списание) всех бюджетных кредитов нашему “МВФ+МБРР”, то есть Минфину.
Это сравнение важно для нас потому, что Минфин тоже перераспределяет большие суммы. График показывает, как именно это происходит. Регионы-экспортеры (часть чужого экспорта регистрируется на столичных таможнях) получают небольшие трансферты на душу населения. Менее развитые аграрные регионы и Дальний Восток получают довольно много— до 5000-6000руб. на душу населения (на 2003г., то есть до “монетизации” 2005г.). Это составляет до 20%видимого потребления в наиболее слабых группах регионов, причем распределяются средства через бюджетный сектор.
Одна из центральных коллизий бюджетной политики последних лет— “центр— регионы”, “доноры— реципиенты”— по сути является коллизией между экспортерами ресурсов и аграрными регионами, конфликтом между накоплением и потреблением. Перенос средств от богатых к бедным имеет два эффекта: получатель привыкает к даровому потреблению, а донор не может их инвестировать.
Это интернациональная проблема. В ЕС сейчас идет борьба вокруг бюджета: страны-доноры (Германия, Франция, Великобритания, Голландия, Швеция и Австрия) готовы перераспределить в пользу слабых 815млрд евро. Еврокомиссия просит 1022млрд евро, пытаясь дать финансирование новым членам ЕС, не сильно урезав помощь “старым бедным” районам Греции, Португалии, Испании, Италии. Заметим, что идеология выравнивания в ЕС сводится в конечном итоге к классическим формулам (антилиберальным в российской терминологии): создание рабочих мест в менее развитых районах, помощь в развитии инфраструктуры, в конечном итоге— повышении конкурентоспособности Европы.
Главное— это то, что бюджетное перераспределение в России не решает долгосрочных стратегических задач центра: модернизации экономики, роста конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и сферы услуг, а в конечном итоге— ускорения темпов роста. Отсутствие региональной политики до сих пор объяснялось так: лучшая региональная политика— всем развиваться в рамках единого пространства. А это автоматически возлагает на сырьевых экспортеров и промышленно развитые регионы роль доноров. Федеральный центр должен фактически иметь некий неявный договор о разделе доходов с развитыми регионами или навязывать им свою политику.
Хотя объективно в цели национальной политики входит выравнивание, важно, чтобы оно было понято как сложный и долгосрочный процесс выравнивания развития, а не простое бюджетное выравнивание.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |