Итак, текущая финансовая помощь регионам идет на выравнивание обеспеченности региональных бюджетов; как распределяются текущие прямые расходы федерального бюджета, неизвестно, но остается самая интересная с точки зрения своего непосредственного влияния на социально-экономическое развитие регионов часть расходов федерального бюджета - федеральные инвестиции в основной капитал (в 2004 г. в целом по регионам их объем составил 108,3 млрд руб.).
На основе данных Росстата можно рассчитать объемы федеральных инвестиций в основной капитал по регионам на душу населения в 2004 г. и сравнить этот показатель с валовым региональным продуктом на душу населения в 2003 г. Последний лучше всего характеризует уровень экономического развития регионов. Если федеральные инвестиции распределяются по принципу выравнивания социально-экономического развития регионов, то чем ниже душевой ВРП, тем больше должно быть федеральных инвестиций на душу населения. Для простоты из рассмотрения исключены автономные округа и не учитываются межрегиональные различия в уровне цен.
В таблице приведены результаты расчетов. Они показывают, что выравнивание социально-экономического развития регионов - это не столь уж очевидное явление. С одной стороны, определенный выравнивающий эффект, безусловно, присутствует. Например, большинство республик Северного Кавказа с низким уровнем экономического развития получают и значительные объемы федеральных инвестиций. С другой стороны, совершенно очевидно, что федеральные власти уже сейчас значительную часть инвестиций направляют в несколько "полюсов роста". Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан. И, напротив, есть регионы, явно недополучающие федеральную поддержку.
Самый главный вывод - это необходимость координации различных финансовых потоков, идущих из федерального бюджета в регионы.