Локомотивы общего дела. Что делать с Востоком?
7 октября 2013 - Администратор
Представленная министерством стратегия опирается на хорошо известную в регионалистике теорию центро-периферийного развития. Очень коротко ее суть в следующем. Экономический рост концентрируется в полюсах роста (как правило, в крупных городах) в силу наличия у них определенных конкурентных преимуществ (развитая инфраструктура, квалифицированные кадры, емкий потребительский рынок, наличие научно-образовательных центров и т. д.). Территории, соседствующие с полюсами роста, развиваются за счет позитивного влияния лидеров: периферия начинает производить продукцию для рынков полюсов роста, на периферию выносятся производства ради экономии на издержках и т. д. В России примером реально работающих центро-периферийных отношений являются Москва и окружающие ее области.
Поскольку центро-периферийные отношения - объективно существующая в мировой экономике реальность, во многих странах их учитывают при разработке региональной политики, выделяя в качестве ее объектов именно полюса роста. По такому пути пошли, например, в Германии при разработке концепции развития восточных земель после объединения страны.
Однако применительно к России акцент на центро-периферийные отношения сталкивается с одной базовой проблемой. Эта концепция хорошо работает при достаточно высокой плотности населения и равномерном распределении крупных городов по территории страны. В случае же огромных расстояний, наличия обширной периферии и дефицита инфраструктур (как в России) вовлечь эту периферию в сферу влияния полюсов роста или выделить будущие полюса роста в самой периферии оказывается задачей крайне трудной. И эта проблема в представленной министерством стратегии не решена. Это явно проявилось в предложенных разработчиками критериях определения локомотивов, которые должны стать объектами серьезных бюджетных инвестиций. По мнению авторов, "регион можно считать локомотивом, если он […] уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП". Но очевидно, что, например, на Дальнем Востоке и в Забайкалье под это условие не подпадает ни один регион: восток страны отстает по темпам роста, испытывает отток населения, находится под угрозой миграционного, экономического и в перспективе политического давления со стороны соседних стран. Схожая ситуация и за пределами Забайкалья, в других несырьевых регионах Сибири. Задача развития, нового освоения востока страны должна быть непременно решена при доработке стратегии.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |