За период реформ удалось совершить “конструктивную революцию” практически во всех сферах межрегионального сосуществования. Усиление региональной и территориальной автономии, введение прямых выборов глав регионов, провинций и мэров городов потребовало внесения соответствующих изменений в конституцию страны. Регионы стали основными персонажами социально-политической жизни, ослабив влияние партийных структур и смягчив политическое напряжение.
Пересмотр региональной политики сопровождался широкими административно-структурными изменениями. В основу административной реформы был положен принцип “вертикальной субсидиарности”: государственная функция осуществляется надуровнем только в случае, если подуровень по объективным причинам не в состоянии ее исполнить.
В 1997г. неэффективная бюрократическая система подверглась кардинальному упрощению, были запущены процессы дерегулирования. В результате более 207административных процедур было ликвидировано, в 95%случаев лицензии заменили заявительные процедуры, а вместо 43разрешений для открытия нового бизнеса теперь требуется одна упрощенная процедура.
Серьезному упрощению и децентрализации подверглись правительственные и государственные структуры. Так, вместо 22министерств в результате слияний и упразднений к 2001г. осталось всего 12.Впрочем, реформа госслужбы, по общему мнению, была и продолжает оставаться одним из самых уязвимых мест итальянских реформ.
Автор— консультант департамента политики развития Министерства экономики и финансов Италии