Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/library/gubernators/gub-chirkunov/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Два из десяти — уже хорошо (Пермский край, Олег Чиркунов)

Совместный проект журнала «Эксперт» и компании «Уралкалий»

Администрация Пермского края пытается создать в сфере бюджетных услуг конкуренцию. В Прикамье убеждены: только это позволит сделать услуги качественными, а бюджетные расходы эффективными

Юрий Немытых

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов — один из немногочисленных пока глав регионов «новой формации», — успешный бизнесмен средних лет, решивший попробовать свои силы в государственном управлении. По его собственному признанию, управлять регионом во многом сложнее, чем делать бизнес, но, похоже, сложности его не пугают. Администрация инициирует новацию за новацией. В регионе снижен налог на прибыль, исполнительная власть поделена по принципу «заказчик—подрядчик», внедрена новаторская схема распределения профицита бюджета. В одном из интервью Чиркунов оговорился: «Можно поставить одну задачу и выполнить ее. А можно поставить десять и выполнить две. Мне кажется, мы должны идти по второму пути». Мы беседуем с ним о том, что сделано, и о том, что еще только задумано.

— В прошлом году объем инвестиций в Пермском крае вырос почти на 16 процентов по сравнению с предыдущим годом, за четыре месяца этого года — рост 27 процентов к аналогичному прошлогоднему периоду. Это следствие снижения в регионе ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов?

— Конечно, человеку, который был инициатором такого снижения, логично было бы ответить: мы налоги снизили и инвестиции выросли. Смотрите, какие классные показатели! А они действительно классные. Но в экономике так не бывает. На объем инвестиций влияет масса факторов, первый из которых — устойчивая внешнеэкономическая конъюнктура в течение длительного периода времени. Растут цены на нефть, следовательно, развивается наша нефтянка, размещает заказы в смежных отраслях, они тоже подрастают… Цепочка. Инвестиции растут не только у нас, в целом по стране неплохой рост.

Но в какой-то степени снижение налога на прибыль на рост инвестиций в Пермском крае, безусловно, повлияло. Некоторые компании перенесли к нам центры формирования прибыли. В свое время торговые дома наших крупных предприятий сидели далеко, где-то в центре России. Сейчас почти все вернулись и продолжают возвращаться. Потому что налог на прибыль ты можешь там оставить, а можешь здесь. А четыре процента из двадцати четырех — достаточно серьезная сумма, чтобы это сделать и не платить лишнего, причем абсолютно легально и законно.

Но главное, по моему мнению, не это. Главное, что мы объективно в экономике оставили деньги — более трех миллиардов рублей. Куда они пошли? Бизнес, вместо того чтобы привлекать кредитные ресурсы, вложил в развитие собственные сэкономленные на налогах деньги. В итоге сократились сроки окупаемости инвестиционных проектов. Убежден, что в длительной перспективе это даст заметный экономический эффект.

— А общий объем сборов от налога на прибыль как изменился?

— По итогам прошлого года он вырос на 8,8 процента. Можно, конечно, сказать: видите, как эффективно: мы ставки снизили, а налогов все равно собрали больше. Но, повторюсь, основной фактор — общероссийский экономический рост.

— Еще новации в сфере налогообложения готовятся?

— С точки зрения снижения ставок — нет. По той простой причине, что у нас больше нет таких полномочий. Если говорить о том, что находится в рамках наших полномочий, мы хотим в ближайшее время аккумулировать все сборы, которые являются платежами за пользование автомобильными дорогами: транспортный налог, акцизы на нефтепродукты — и привязать их к ремонту и содержанию дорог. Тогда население будет понимать: вот при таком уровне налога — такой уровень содержания дорог, а при более высоком — принципиально иной. Каждый рубль, который собирается с пользователя автомобильных дорог, должен идти исключительно на автомобильные дороги. Нам не хватит этих денег на все расходы, ясно, что капитальное строительство и реконструкцию мы должны осуществлять за счет иных источников, но хотя бы содержание мы должны привязать к этой теме.

— Если вернуться к теме «24–20», насколько значимыми эти новации показались бизнесу? Можно сказать, что сниженный налог на прибыль стал своего рода визитной карточкой края?

— Бизнес, конечно, это оценил. Но я надеюсь, что когда-то нас будут ценить не только за это, но и за то, что мы по-человечески относимся к бизнесу.

— По-человечески — это как?

— По-человечески? А не любят у нас в государстве бизнес. Если чиновник сам в бизнесе не работал, то считает бизнесменов, ели это мягко сформулировать, новыми русскими из анекдотов, хапугами, которые ни на что, кроме как деньги загребать, не способны. С другой стороны, когда я сам работал в бизнесе, считал всех государственных чиновников полными идиотами. Надо друг на друга смотреть другими глазами. Я пришел работать в государство и понял, что здесь сложные задачи, если их решать честно, они еще покруче, пожалуй, чем в бизнесе. И работы непаханое поле. В то же время я понимаю, что люди, которые работают в бизнесе, не деньги в стопки складывают. Там пашут по двенадцать часов. Вот это уважительное отношение очень важно.

Живыми деньгами

— По вашей инициативе исполнительная власть края разделена по модели «заказчик—подрядчик». Для чего это сделано?

— Для того чтобы ввести оказание бюджетных услуг в конкурентную среду. Развитие конкуренции везде, где это можно сделать, — вообще один из приоритетов. Мы даже курс лекций сейчас читаем студентам «Пермский край — конкурентное развитие». Возьмем, к примеру, наше министерство здравоохранения. У него нет ни одной больницы, ни одного врача, они все числятся за Агентством по управлению учреждениями здравоохранения. Министерство же размещает заказ на оказание бюджетной медицинской услуги в интересах населения, а не учреждений. И деньги бюджета следом за заказом идут туда, где услуга более качественная. Сегодня уже до 15 процентов отдельных услуг покупаются не у муниципалов, а у ведомственных или частных клиник. И доля эта будет расти.

Вообще есть две базовые модели управления. Первую назовем условно директивной, централизованной, когда государство пытается само исполнять массу функций и контролировать само себя. Я считаю, что такая система не в состоянии обеспечить качественные услуги населению. Везде, где не создается конкуренция внутри системы, система неустойчива. Второй вариант основан на конкуренции. Возьмем образование. Мы даем возможность родителям выбрать, в какую школу идти ребенку. Мы знаем, сколько готовы заплатить из бюджета за содержание ребенка в школе. Например, 15 тысяч рублей в год. Закрепляем эти деньги за ребенком в той или иной форме и говорим родителям: у вас широкий выбор, выбирайте школу, какую хотите. И учреждения, которые оказывают бюджетные услуги, находятся в конкурентных условиях по отношению друг к другу и сами стремятся повышать качество услуг без дополнительного контроля.

Государство сегодня слишком много делает само. Оно превратилось в исполнителя услуг, а должно быть заказчиком. То есть мы должны покупать услугу на рынке. Это основной принцип нашего управления: брать максимум с рынка, а государству заниматься только тем, с чем рынок справиться не в состоянии.

— В прошлом году вы внедрили систему распределения профицита бюджета края по формуле 18:42:401. Как она зарекомендовала себя на практике? Муниципалитеты активно включаются в работу программы?

— Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Кто-то в полном объеме, кто-то не в полном. Но тут важнее не количественные показатели, а сам принцип. А принцип заключается в следующем. Может быть принцип, когда глава муниципалитета по каждому объекту должен прийти к нам и доказать необходимость его строительства или ремонта. Он приходит к нам и доказывает: мне надо эту школу построить или газопровод. Это один механизм. Или мы ему говорим: ты получишь деньги, но при условии, что потратишь их в соответствии с утвержденными вместе с муниципалитетами принципами. То есть эти деньги нельзя проесть, нельзя потратить на собственную зарплату (такие случаи, кстати, были — сейчас идет разбирательство). С одной стороны, мы ограничиваем муниципалитеты, но с другой — даем им свободу. Говорим: ты можешь это потратить либо на ремонт и реконструкцию школы, либо на ремонт автомобильных дорог, либо на ремонт жилья, либо на переселение граждан, либо на реформу здравоохранения. Сам выбирай, как ты это хочешь сделать. Наша задача сегодня максимум отдать в муниципалитеты деньгами. Пока только профицит отдаем, а есть еще основная бюджетная масса.

— Муниципалитеты готовы к такой самостоятельности?

— Конечно, возникает вопрос квалификации людей на местах. Но если мы не дадим им возможности работать самостоятельно, квалификации там никогда не будет. Не надо создавать систему в расчете на то, что везде работают идиоты. Ее нужно создавать оптимальной и кадры подбирать соответствующие. Одно скажу: я бы очень хотел, чтобы федералы точно так же работали с нами. Все, что угодно, любой проект — отдайте нам деньгами по подушевому принципу. Строить дороги? Отдайте! И скажите, на что могу истратить, на что не могу. Это ведь логично абсолютно. Существуют жесткие критерии, которые не позволят мне потратить средства нецелевым образом. Так отдайте деньгами. И не зажимайте в рамки бюджетного года: не говорите мне в июне, что у меня есть деньги и что я до конца года их должен обязательно куда-то закопать. У нас, кстати, по 18:42:40 муниципалитеты эти деньги могут сколько угодно держать на счете. Могут тратить, могут копить. Мы их не заберем, но получить их можно только тогда, когда будет нормальная проектная документация. Таким образом, подход меняется кардинально: от освоения бюджетных средств мы переходим к решению конкретных задач за счет средств бюджета.

К сожалению, центр не идет на то, чтобы работать подобным образом с нами. Все, с кем я обсуждал систему на федеральном уровне, согласны с ней, но только в отношении фондов, которыми не они заведуют. И тысяча и одна причина у всех находится для того, чтобы именно их фонд был исключением.

Ностальгия по многополярности

— Традиционно главной тягловой силой экономики края выступают нефтянка, химия, энергетика, металлургия — традиционные отрасли промышленности. Вам хотелось бы изменить что-то в этом раскладе?

— Мне бы хотелось, чтобы ведущей отраслью стало что-то из новой экономики, под которой я понимаю не столько супергениальные разработки, сколько создание центров управления. То есть чтобы Пермь превратилась в точку, где комфортно и уютно чувствовали бы себя люди, которые создают вокруг себя бизнесы и управляют ими. Но это, скорее, мечта, потому что пока эти люди предпочитают жить в Москве.

Пермь, как и любой другой российский город, сталкивается с массой проблем в развитии, с комплексом провинциальности, потому что у нас вся жизнь в Москве, все самое интересное и все привлекательное там. До тех пор пока не создастся несколько альтернативных центров в стране, те, кто добивается каких-то успехов, будут постепенно уезжать в Москву и теряться в общей массе.

— Пермь претендует на статус такого альтернативного центра?

— Не претендовала бы — я бы здесь не работал. Я убежден, что у многих городов есть шанс стать некими точками развития. Каждый город силен в чем-то своем: Кто-то станет точкой развития новой экономики, кто-то — вузовским центром, кто-то — культурным. Важно выбрать правильную стратегию и добиться, чтобы она стала интересной людям.

— Для себя вы стратегию уже выбрали?

— Все направления, которые я перечислил, мы прорабатываем.

  1. В рамках этой программы муниципалитеты автоматически получают 18% профицита и могут тратить эти деньги по своему усмотрению. А еще 42% они получают только в том случае, если выделенные деньги будут направлены на реализацию приоритетных региональных проектов.[назад]

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь»
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»