О проекте:
В 2007 году Институт региональной политики совместно с юридическим консорциумом «Вегас-Лекс» приступил к реализации проекта «Выбор организационной модели подготовки Зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году».
Олимпиада Сочи-2014 входит в число крупнейших мировых мегапроектов. Как показывает практика, реализация большинства проектов такого уровня сталкивается с различными проблемами в виде переноса сроков строительства, превышения бюджета, неритмичности финансирования и т.д. В этих условиях большое значение приобретает политическое измерение Олимпиады: она становится авторитетной международной проверкой эффективности российской системы государственного управления и зрелости частного бизнеса.
На первом этапе работы эксперты ИРП и «Вегас-Лекс» выявили пять «проблемных областей» подготовки и проведения Олимпиады Сочи-2014, к которым причислили:
— низкую эффективность государственного управления;
— отсутствие развитой инфраструктуры и спортивных объектов мирового уровня;
— дефицит качественных трудовых ресурсов в Краснодарском крае;
— специфику современного состояния строительной области в России и проблемы качества олимпийского строительства;
— вопросы безопасности мероприятия и гостей, в том числе необходимость предотвращения возможных терактов и конфликтов болельщиков.
Очевидно, что слабая организационная модель подготовки Олимпиады увеличила бы существующие риски и в перспективе привела бы к срыву мероприятия или изменению места его проведения решением МОК. Эксперты ИРП и «Вегас- Лекс» предложили создать юридическое лицо в форме Государственной корпорации, которая, в противовес первоначальной модели «бюджетной стройки», позволила бы сконцентрировать обязательства РФ по подготовке к Олимпиаде и ответственность за реализацию проекта в целом в рамках единой структуры. При этом была бы обеспечена прозрачность ее деятельности и подконтрольность государству.
Для реализации предложенного подхода необходимо было принять «Закон об Олимпиаде», соответствующие поправки к действующему законодательству и незамедлительно приступить к созданию новой организационной структуры подготовки к Олимпиаде.
В разделах Закона должны были быть заложены следующие ключевые положения: законодательное закрепление полномочий координирующих органов; строительство олимпийских объектов и объектов инфраструктуры; использование и защита олимпийской собственности (флаг, девиз, обозначения и др. нематериальные активы МОК и ОКР); вопросы организации массовых мероприятий; предотвращение и разрешение разногласий и споров.