На главнуюКарта сайтаПоискКонтакты ENG
О компании
Услуги
Проекты
Клиенты
Пресс-центр
Аналитика
Ссылки
Контакты
Наш адрес:

Минрегион сделал шаг вперед

29.03.2007  |  Алексей Титков

— Алексей, Министерство регионального развития подготовило программу пространственного развития субъектов Российской Федерации, рассчитанную на 20 лет. Она предполагает создание в стране порядка 8 агломераций с многомиллионным населением, которые станут такими же центрами притяжения трудовой миграции, как Москва и Петербург. Большое внимание при этом уделяется развитию транспортной инфраструктуры. То есть, суть программы — это инфраструктурное развитие регионов плюс создание в России еще 6 столиц. Для реализации этой программы требуются огромные финансовые вливания, и авторы программы делают ставку на частно-государственное партнерство. При этом у ряда аналитиков планы Минрегиона вызывают существенный скепсис — и горизонт планирования слишком велик, и искусственность создания центров притяжения сомнительна. Какова Ваша точка зрения?

— В предложениях Минрегиона, безусловно, есть рациональное зерно, которое состоит в том, что в России недостаточно развиты центры второго и третьего порядка. Слишком большое отставание от Москвы и недостаточно возможностей, чтобы стать «рычагом» для развития соседних регионов. Если вслед за Москвой подтянутся и вырастут Новосибирск, Иркутск, Ростов-на-Дону, Владивосток, Екатеринубрг, Самара, Нижний Новгород, другие города-«миллионники», будет хорошо, появится опорный каркас для дальнейшего роста.

Другое дело — какими путями будет достигаться такой результат. Государство собирается израсходовать значительные средства на развитие инфраструктуры, их нужно где-то взять. Президент и правительство заявляют, что сверхдоходы от высоких цен на нефть пока что расходоваться не будут, — допустим, что правда не будут или их не хватит. Следующими по очереди «точками роста», которые можно будет заставить поделиться доходами, являются как раз те самые центры второго порядка, которым Минрегион собирается помогать. Получается, что помогать «вторым столицам» будут за их же счет. Помогать будут в будущем, мешать — прямо сейчас, в ближайшее время. Рост в этих центрах не такой устойчивый, как в столицах или в нефтегазовых регионах, слишком резкое внешнее воздействие может его замедлить или вовсе сбить.

По поводу частно-государственного партнерства — хорошо уже то, что Минрегион, вслед за Минэкономразвития, обратил внимание на эту тему. В концепции стратегии социально-экономического развития регионов, которую Минрегион представлял в 2005 году, идеи «локомотивы ростов» и «опорного каркаса» уже были, а о партнерстве государства с бизнесом, взаимном учете интересов — почти ничего. Ответственные чиновники Минрегиона тогда объясняли, что так и должно быть, потому что государство у нас в стране — единственный значимый игрок, а бизнес еще не дорос, размером не вышел. Если теперь хотя бы говорят о частно-государственном партнерстве — это уже шаг вперед.

Одна из проблем, которая может здесь возникнуть связана с тем, что крупные корпорации, как правило, уже определились со своими региональными стратегиями, у них уже есть собственные приоритеты, которые могут сильно не совпадать с приоритетами Минрегиона. Пока что частно-государственное партнерство развивается, в основном, в связи с крупными сырьевыми проектами в слабо освоенных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тоже нужное направление, в него тоже нужно вкладывать силы и средства — но получается уж слишком далеко от «опорного каркаса», о котором заботится Минрегион. В освоенных регионах самые большие средства вкладываются в инфраструктуру по транспортировке сырья, в том числе в развитие портов, то есть в продолжение тех же самых сырьевых проектов.

Города-«миллионники», конечно, тоже привлекательны для крупного бизнеса. Торговые сети, связь, жилищное строительство, производство пищевых продуктов бурно развиваются уже сейчас. С коммунальным хозяйством сложнее, но на будущее — тоже перспективная отрасль. Очевидно, что точки для совместного приложения сил государства и бизнеса в «третьих столицах» найдутся, если будет желание их найти. Если будут созданы подходящие механизмы взаимодействия, согласования интересов — тогда государство, бизнес и крупные города смогут помочь друг другу. Найти такие механизмы — дело будущего. Наверно, даже самого ближайшего будущего. Пока для государства, в том числен для Минрегиона, задача номер — не мешать крупным городам. Не делать ничего, что сломало бы их продолжающийся рост. Подталкивать — хорошая задумка. Главное — чтобы не упали.


Россия, 129085, г. Москва,
проспект Мира, д. 101, стр.2
оф. 430

Схема проезда

E-mail:

Телефон: (495) 987-37-55

Факс: (495) 380-24-76

 
© «Институт региональной политики»