На главнуюКарта сайтаПоискКонтакты ENG
О компании
Услуги
Проекты
Клиенты
Пресс-центр
Аналитика
Ссылки
Контакты
Наш адрес:

Развитие Нижнего Приангарья — одна из самых дорогих заявок

27.09.2006  |  Булат Столяров

Частный бизнес намерен потратить в Нижнем Приангарье $6 млрд, чтобы завершить строительство Богучанской ГЭС, начатое более 25 лет назад, построить алюминиевый завод и целлюлозно-бумажный комбинат. Государство не остается в стороне и выделит 34 млрд руб., на которые будут строиться железная дорога Карабула-Ярки и участки автодороги Канск-Абан- Богучаны-Кодинск, мостовой переход Богучаны- Ярки-Ангарский. Проект развития Нижнего Приангарья, разработанный в 2005 году по заказу администрации Красноярского края Институтом региональной политики, был положен в основу заявки, победившей в конкурсе на финансирование из инвестфонда. О том, какие возможности предусматривает проект развития Нижнего Приангарья, корреспонденту «Бизнеса» Арине Шариповой рассказал директор Института региональной политики Булат Столяров.

- Проект программы развития Нижнего Приангарья был разработан в 2005 году, то есть еще до того, как появился инвестиционный фонд. Власти Красноярска специально решили приурочить инвестиционную программу к распределению дешевых государственных средств?

 — У нас есть такая рабочая шутка: отметим 80-летие программы развития Нижнего Приангарья стартом ее реализации! То есть все началось еще в 1920-1930-е годы с предложений об использовании гидроэнергоресурсов Ангары при осуществлении плана ГОЭЛРО и развитии перерабатывающей промышленности на основе этих энергоресурсов. Что такое комплексное развитие Нижнего Приангарья? По замыслу, это один из образцовых территориально-производственных комплексов (ТПК), или, как сейчас говорят, кластеров бывшего Советского Союза. Комплекс энергоемких предприятий на базе двух факторов — дешевого электричества Богучанской ГЭС и ресурсного потенциала района. Строительство Богучанской ГЭС было начато в 1980-м, а завершить планировалось в 1992 году. Но в связи с развалом Советского Союза и экономическим кризисом станция не была достроена, а значит, и планы ТПК были отложены на неопределенный срок.

- Спустя почти 20 лет выяснилось, что район Нижнего Приангарья все же крайне привлекателен для масштабных инвестиций, 20% из которых в размере, превышающем $1 млрд,- из федерального бюджета?

 — Конструкция недр Приангарья объективно такова, что продукция, получаемая здесь от сложения местных недр с электричеством и вывозом их по железной дороге, действительно пользуется большим спросом на мировых рынках.

Вложив 34 млрд руб. в течение десяти лет, государство получает налогов в консолидированный бюджет более 110 млрд руб. в десятилетнем периоде, то есть трижды возвращает свои инвестиции, причем в бюджет края поступит около трети доходов. Но и это еще не все. Сейчас Приангарье — типично проблемный регион.

Численность жителей составляет примерно 230 тыс. человек (это 8% Красноярского края), но происходит отток молодого и наиболее активного населения. Средняя заработная плата в Нижнем Приангарье- 6737 руб., в Красноярске — 7366 руб. При этом широко распространена так называемая фальшивая безработица, когда преобладающая часть населения нелегально занимается лесозаготовкой,- называется это самозанятостью. Мы рассчитываем на серьезную легализацию экономики региона в связи с реализацией программы, что повлечет за собой серьезное изменение социальноэкономической обстановки. Однако решение кадровой проблемы невозможно без привлечения дополнительных трудовых ресурсов. В ближайшие десять лет понадобятся 20 тыс. человек.

- Какие главные пункты программы развития Нижнего Приангарья?

 — Завершение строительства Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината — это обязательства частного бизнеса, который вложит более $5 млрд. Государство за 34 млрд руб. построит участки автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, мостовой переход Богучаны-Ярки-Ангарский и железную дорогу Карабула-Ярки. Общая сметная стоимость проекта, согласно заявке, 213,916 млрд руб., из них государственная поддержка в части строительства объектов — 34,223 млрд руб., а собственные и привлекаемые средства инвесторов — 179,692 млрд руб. Это одна из самых дорогих заявок на софинансирование из инвестфонда, но и с самой большой отдачей: сроки окупаемости вложений в среднем выше, чем по отрасли. Например, если это алюминиевый завод, то один из самых рентабельных по стране. Самым дорогим объектом, требующим государственных инвестиций на $700 млн, является схема выдачи мощности, то есть ЛЭП и подстанции. Но без этой инфраструктуры не будет жить ни одно предприятие.

- На какой стадии сейчас находится строительство Богучанской ГЭС?

 — Степень завершенности строительства примерно на уровне 55%. Запуск производства запланирован на 2009 год, выход на проектную мощность — на 2016 год. Общая мощность станции составит 3 тыс. МВт. На основе электроэнергии станции уже на первом этапе, в 2010 году, стартуют новый алюминиевый завод, который строят «Русал» вместе с ГидроОГК, и целлюлозно-бумажный комбинат, финансирование по которому организует Внешэкономбанк.

Поскольку лесосека Нижнего Приангарья сопоставима с Финляндией или Архангельской областью, мы рассчитываем на строительство нескольких крупных лесоперерабатывающих комплексов, что становится возможным исключительно благодаря строительству за счет инвестфонда моста на правый берег Ангары.

- А каково участие Красноярского края в этом проекте?

 — Точной оценки сейчас нет, но это будут вложения в социальную инфраструктуру, оцениваемые в миллиарды рублей.

- Какие гарантии предоставлены всем участникам процесса?

 — Очень жесткое инвестиционное соглашение, которое будет подписываться между государством и инициаторами проекта. Главная инновация его в том, что впервые появился инструмент, где государство и бизнес связаны договорными отношениями. Это самый принципиальный момент. Знаете, почему строительство Богучанской ГЭС затянулось так надолго? Потому что у нас до этого года все федеральные инвестиционные инструменты, а их было всего два- ФЦП И ФАИП, вообще не содержали необходимости завершать начатый проект, целевой характер строек не предусматривался. Если ты добился, чтобы в ФАИП появилось строительство моста, и он должен строиться пять лет, это не означает, что объект автоматически попал в бюджет на пять лет. Каждый год заново доказываешь необходимость такого строительства. А сейчас если государство подписывается на строительство, то срок его завершения закрепляетсяв инвестсоглашении.


Россия, 129085, г. Москва,
проспект Мира, д. 101, стр.2
оф. 430

Схема проезда

E-mail:

Телефон: (495) 987-37-55

Факс: (495) 380-24-76

 
© «Институт региональной политики»