На главнуюКарта сайтаПоискКонтакты
О компании
Услуги
Проекты
Клиенты
Пресс-центр
Аналитика
Ссылки
Контакты
Наш адрес:

Удастся ли регионам залатать дыры в бюджете?

11.12.2008  |  А. Титков

На прошлой неделе Совет Федерации и Правительство РФ стали инициаторами двух акций — сенаторы подготовили законопроект, позволяющий субъектам РФ размещать временно свободные бюджетные средства на счетах в коммерческих банках, а правительство предложило перераспределить налоги в пользу субъектов РФ, добавив им 0,5% налога на прибыль и 40% акциза на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Члены Совета Федерации, предлагающие вернуть регионам право размещать свободные бюджетные средства в коммерческих банках, подчеркнул Алексей Титков, старший эксперт ИРП, объясняют свою инициативу желанием дать региональным бюджетам дополнительный источник дохода. Титков предполагает, что еще больше выгоды от таких поправок, если бы они были приняты, получили бы дружественные региональным властям коммерческие банки, многие из которых сейчас находятся в очень трудном положении и вынуждены спасаться даже ценой отказа от самостоятельности. Обсуждается предстоящее поглощение банков «Тарханы» (Пенза) и «Северная казна» (Екатеринбург) — соответственно, Россельхозбанком и АФК «Система»; на очереди другие «губернаторские» банки. Передача в эти банки свободных бюджетных средств, подчеркнул эксперт, позволит им остаться на плаву, а региональные власти смогут и дальше финансировать свои проекты через дружественные банки.

Позиция Минфина, по мнению Титкова, должна стать серьезным препятствием для законопроекта: слишком много сил было отдано в 1990-годы, чтобы построить и запустить казначейское исполнение бюджетов, а теперь новый законопроект предлагает все сломать и вернуться к беспорядку десяти- или даже пятнадцатилетней давности. Однако окончательное решение будет принято в соответствии с логикой последних антикризисных мер. Если правительство посчитает нужным защитить региональные банки такой ценой — поправки будет внесены, если нет — региональным властям придется находить общий язык с общенациональными банковскими структурами, которые придут на смену «губернаторским» банкам.

Предстоящее решение правительства о перераспределении долей в налоге на прибыль и акцизах на топливо выглядит практически неизбежным, добавил эксперт. На федеральном уровне сосредоточено слишком много финансовых ресурсов в ущерб региональному и муниципальному уровням, а с началом кризиса разрыв между ними из вызывающего стал угрожающим.

Правительственные меры лишний раз напомнили о том, что так и не достигнутой осталась одна из главных задач финансовых реформаторов 2000-х годов — разделить налоги между бюджетными уровнями. Возможно, резюмировал Титков, это даже к лучшему: в условиях кризиса проще перераспределять «дольки» разделяемых налогов, а не передавать с уровня на уровень какие-либо налоги целиком.


Россия, 105066, г. Москва,
ул. Нижняя Красносельская,
д. 40/12, бизнес-центр «Новь»,
корпус 20

Схема проезда

E-mail:

Телефон:
(495) 987-37-55,
(495) 987-37-56

Факс:
(495) 987-37-59,
(495) 987-37-58

 
© 2008 «Институт региональной политики»