Институт региональной политики проводит исследование, посвященное крупнейшим инвестиционным проектам, запланированным к реализации на период до 2020 года на территории России. Выборку проектов нельзя назвать стопроцентно полной. Но в целом на основе собранных материалов можно сделать определенные выводы об общей инвестиционной картине в стране.
База проектов описывает инфраструктурно-индустриальный сценарий развития российской экономики. Сейчас Россия входит в период инвестиционного бума и основные проблемы связаны с возможностью «освоить» и транслировать этот бум в масштабный экономический рост.
Занимают везде, но по-разному
Стоимость и объемы внешнего финансирования в значительной степени влияют на скорость и эффективность реализации инвестиционных проектов. Заемные средства необходимы как на инвестиционной стадии реализации проекта (для финансирования строительства), так и в период работы предприятия. При этом наибольший объем заемного финансирования по доступной цене требуется в период строительства и запуска предприятия в эксплуатацию. В 2006 году 63 процента российских фирм ограничивали свои инвестпрограммы из-за недостатка финансовых средств. Таким образом, вопрос привлечения займов является одним из ключевых в российской экономике.
В целом объем спроса на заемное финансирование по крупным инвестиционным проектам на период до 2020 года оценивается примерно в 10 трлн рублей. При этом спрос на долгосрочное финансирование оценивается в 8,9 трлн рублей, а на краткосрочное — в 1,1 трлн рублей. Необходимо отметить, что спрос на тот или иной тип кредитования (инвестиционное или краткосрочное) имеет различную временную динамику. Учитывая, что большинство заявленных инвестиционных проектов планируется реализовать до 2011 года, основная потребность в инвестиционном кредитовании придется на период с 2008 по 2011 г. Кривая спроса на кредитование оборотных средств в связи с тем, что многие объекты будут вводиться в эксплуатацию поэтапно, более равномерная. Основной рост объемов выданных долгосрочных кредитов будет наблюдаться до 2011 года, после чего темпы роста сократятся. В отраслевом разрезе наибольший спрос на привлеченное финансирование предъявят нефтегазодобыча, инфраструктура, электроэнергетика, переработка нефти и газа. На эти пять отраслей приходится три четверти потребности в привлеченном финансировании, причем нефтегазодобыча и инфраструктура лидируют с большим отрывом (23 и 13 процентов соответственно).
Среди отраслей-аутсайдеров преобладают менее капиталоемкие с меньшим числом и более скромными масштабами проектов, такие, как технико-внедренческая сфера, агропромышленный комплекс, здравоохранение, промышленность строительных материалов. При этом они предъявляют больший спрос именно на краткосрочное финансирование (финансирование оборотного капитала). Временное распределение спроса на инвестиционные кредиты отличается по отраслям. В большинстве отраслей реализация проектов завершится к 2012-2014 годам, однако в таких секторах, как инфраструктура, здравоохранение, электроэнергетика, переработка нефти и газа, спрос на внешнее финансирование будет более протяженным по времени. Речь идет только о проектах, заявленных в 2005-2007 годах. Мы не можем точно сказать, сколько и на какую сумму появится проектов в течение ближайшего времени, но уже трехлетний опыт проводимых исследований позволяет предположить, что их объем будет только нарастать с каждым годом. Региональная структура спроса на привлеченное финансирование также отличается высокой концентрацией. На 10 регионов-лидеров приходится 57 процентов общей потребности в заемных средствах, а на первые — 20-80 процентов. Кредитование оборотного капитала в связи со спецификой операционной деятельности в различных отраслях имеет несколько иную отраслевую структуру. Более трех четвертей спроса на краткосрочное кредитование предъявят нефтегазодобыча, переработка нефти и газа и электроэнергетика. Потребность во внешнем финансировании в первые два-три года реализации инвестиционных проектов достигнет 2,5 трлн руб. в год. Российская банковская система вряд ли сможет полноценно удовлетворить возросшую потребность. Простой пример: общий объем кредитов, выданных российскими банками предприятиям и организациям в 2006 году, составил 4,2 трлн рублей, а в 2008 г. только спрос на финансирование «новой индустриализации» достигает 60 процентов этой суммы. Дефицит «длинных» денег в российской банковской системе во многом следствие монетарной политики федерального правительства. В результате уже сейчас многие российские компании предпочитают кредитоваться за рубежом.
Со своими инструментами
В российской практике для финансирования инвестиционных проектов используются различные инструменты привлечения средств на долгосрочной и краткосрочной основе. Среди основных: банковские инвестиционные кредиты, банковские синдицированные кредиты, облигационные и вексельные займы. Большинство из этих инструментов имеют отработанную практику применения и закреплены законодательно. Более того, в России уже созданы и начнут в ближайшее время полноценно действовать новые специализированные источники финансирования инвестиционных проектов, такие, как Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Пенсионный фонд РФ, Российская венчурная компания. Однако, несмотря на разнообразие инструментов, пока российские компании предпочитают такой «классический» вид заемного финансирования, как банковский кредит.
По данным Центрального банка РФ, за первое полугодие 2007 года российские компании привлекли для реализации своих инвестиционных проектов 2,4 трлн рублей внешнего финансирования, при этом 65 процентов из этих средств были получены в виде банковских кредитов (в долгосрочном финансировании доля кредитов еще выше — 82 процента). Подобная «концентрация» заемного финансирования вовсе не свидетельствует о высоком уровне развития российской банковской системы, а скорее говорит о несоответствии национальной финансовой системы потребностям динамично растущей экономики. Доля собственных средств в финансировании инвестиционных проектов (67 процентов на начало 2007 года) в России все еще значительно выше, чем в США или ЕС. Российская финансовая система пока что неспособна удовлетворить быстро растущий спрос на долгосрочные кредитные ресурсы со стороны российских предприятий, реализующих в последние годы масштабные инвестиционные программы.
Дефицит «длинных» денег в России, о котором в последние годы не говорит разве что ленивый, имеет четкое отражение в банковской статистике, но доля тех, что предоставлены на срок более 3 лет, составляет менее четверти (22 процента). Причин тому несколько: это и недоверие населения к банковской системе в целом, и, как следствие, низкая доля срочных вкладов (более чем на 2 года), и макроэкономическая политика властей (большие денежные средства «замораживаются» в Стабфонде и ощущается общий недостаток ликвидности в экономической системе). Помочь российским банкам решить проблему недостатка «длинных» денег смогло бы предоставление им доступа к пенсионным средствам (например за счет фондирования долгосрочных кредитов).
Также необходимо решать проблему несоответствия российского банковского законодательства международным стандартам. Правила и нормы по резервированию и налогообложению в России излишне строгие, что приводит к потере конкурентоспособности национального банковского сектора. И хотя последние 10 лет наблюдается стабильное снижение Центральным банком РФ ставки рефинансирования (к началу 2008 года она снизилась до 10 процентов), что на фоне удержания темпов инфляции, безусловно, свидетельствовало о повышении эффективности работы банковской системы как источника ресурсов для роста производства, но доступность кредитных ресурсов для российских банков все еще значительно ниже, чем в США или Европейском союзе. Для сравнения: ставка рефинансирования, установленная Федеральной резервной системой США, составляет 2 процента, Европейским центральным банком — 4 процента. Ограничивают «свободу» российских банков и достаточно жесткие нормативы обязательных резервов ЦБ РФ, которые в последние годы растут.
По мнению большинства экспертов, в последние годы ситуация с долгосрочными кредитами в стране начала улучшаться. Дефицит «длинных» денег все еще существует, но в основном это касается кредитования на срок более 5 лет. Частично эту проблему удается решить за счет операций с иностранными партнерами, которые открывают для российских банков долгосрочные кредитные линии. Удлиняются и сроки срочных вкладов населения: если в начале двухтысячных вклад на срок более года был редкостью, то сейчас распространены и двухлетние вклады. Еще одной проблемой российского кредитного рынка являются высокие процентные ставки. Во многом это определяется, как уже было сказано, высокой ставкой рефинансирования ЦБ РФ, а также высоким уровнем инфляции. Средний размер процентных ставок, несмотря на стабильное снижение, колеблется на уровне 11-14 процентов годовых. В то же время иностранные банки обычно предоставляют кредиты российским компаниям по ставке LIBOR (LIBOR EUR по состоянию на май 2008 г. составляет 4,8 процента) плюс 1,5-3 процента. Крупные заемщики (крупнейшие российские компании) могут получить кредит даже на более выгодных условиях (LIBOR + 0,4-0,5 процента).
Несмотря на существующие сложности, рынок банковских кредитов в России растет темпами, опережающими рост промышленного производства. На начало 2007 года объем выданных российскими банками кредитов (физическим лицам, организациям и банкам) вырос на 46,5 процента по сравнению с соответствующим периодом 2006 года, кредитов, выданных организациям, — на 38 процентов.
Перспективным инструментом привлечения внешнего финансирования является эмиссия долговых ценных бумаг (облигации, еврооблигации и т.д.). Пока этот инструмент не получил должного развития в России, однако, учитывая ряд его преимуществ по сравнению с кредитными продуктами, можно рассматривать его как перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов.
Выпуск облигаций позволяет существенно увеличить количество инвесторов, работающих с предприятием, позволяет гибко управлять собственным долгом и дает возможность развития операций на рынках капитала в дальнейшем. Одним из наиболее привлекательных инструментов долгосрочного финансирования масштабных транспортных проектов являются инфраструктурные облигации, которые пока еще не нашли своего применения в современной России. Инфраструктурные облигации могут дополнить нынешние механизмы инвестирования, реализуемые через Инвестфонд РФ и Банк развития. Например, такой механизм привлечения средств может быть использован при строительстве Северо-Сибирской магистрали. В целом инфраструктурные облигации можно определить как ценные бумаги, которые выпускаются государством или компанией-концессионером для финансирования инфраструктурных проектов. Они могут выпускаться только на основании концессионных соглашений между государством и компанией-концессионером (эмитентом). Причем их высокая надежность обеспечена обязательствами государства в рамках концессионного соглашения по реализации инфраструктурных проектов, что вызывает к ним повышенный интерес со стороны участников фондового рынка, начиная от портфельных инвесторов и заканчивая страховыми компаниями. Если говорить о российской действительности, то наиболее целесообразным выглядит выпуск инфраструктурных облигаций для финансирования строительства автомобильных и железных дорог, а также, возможно, речных каналов и систем водоснабжения и водоотведения (в основном в европейской части России). Данная пространственная привязка определяется тем, что только здесь достаточно высокая плотность экономической деятельности, которая позволит обеспечить необходимый денежный поток для реализации инфраструктурных проектов на концессионной основе.
Распространению инструмента заимствования средств на финансовых рынках будет способствовать и формирование крупных российских источников капитала, ориентированных на покупку портфелей ценных бумаг. Это пенсионные фонды, ПИФы, управляющие компании. Наибольшего внимания заслуживают пенсионные фонды, которые аккумулируют значительные средства населения. Объем средств, накопленных в Пенсионном фонде РФ на 1 мая 2006 года, достиг 165,9 млрд рублей, к 2020 году его планируется довести до 2 трлн рублей. Таким образом, мы можем говорить о том, что в России существует большое количество инструментов заемного финансирования, которые могут быть использованы для привлечения «длинных» денег. Основной проблемой является низкий уровень развития финансового рынка страны и монетарная политика федеральных властей.
Иностранцы в России
Присутствие иностранных банков в России трудно оценивать однозначно. С одной стороны, они способны обеспечивать долгосрочное, неограниченное по суммам кредитование инвестиционных проектов в России, что отвечает национальным экономическим интересам. Но в то же время иностранные банки заинтересованы в финансировании наиболее доходных и наименее рискованных проектов — прежде всего в добывающих отраслях, в то время как приоритетным для России является развитие перерабатывающих отраслей с высокой добавочной стоимостью. Да и российский банковский сектор вряд ли способен выдержать конкуренцию с «дочками» западных банков, имеющих неограниченные ресурсы «дешевых» денег.
Однако несмотря на популярные среди российских банкиров разговоры об «иностранной угрозе», реальная ситуация на рынке банковских кредитов не позволяет говорить о сильной конкуренции «дочек» иностранных банков. На начало 2005 года объем кредитов, выданных иностранными банками российским организациям, физлицам и банкам, составлял (в рублевом эквиваленте) 1,7 трлн рублей, в то время как российские банки выдали 4,2 трлн рублей. Причем этот разрыв имеет тенденцию к росту, так как отечественные банки в последние годы демонстрируют более высокие темпы роста кредитования, нежели иностранные банки.
Что же сдерживает иностранные кредитные организации от более активного внедрения на динамично растущие российские рынки? Во многом это связано с сохраняющимся недоверием к российской финансовой системе, с отсутствием надежных сфер вложения капитала. Однако ситуация с «доверием» постепенно выправляется. Ведущие мировые рейтинговые агентства периодически повышают кредитный рейтинг страны. В сентябре 2006 года одно из ведущих мировых рейтинговых агентств Standard&Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ+» до «А-» в связи с увеличением золотовалютных резервов и улучшением показателей бюджета. В агентстве не исключают возможности повысить суверенный рейтинг страны в этом году. Не отстают и другие ведущие мировые рейтинговые агентства: недавно другое крупнейшее агентство Moody's поставило рейтинги России на пересмотр с возможностью повышения.
Сложности с кредитованием в иностранных банках вызваны также высокими требованиями к заемщику. Западные банкиры требуют от российских компаний высокого уровня рентабельности инвестиционного проекта, наличия аудиторского заключения, соответствующего международным нормативам, наличия проработанной проектной документации и бизнес-плана. Практика показывает, что только крупные российские компании способны удовлетворить данные требования, для среднего бизнеса западные кредиты часто оказываются закрыты.
В последние годы доступность долгосрочных кредитов для российских предприятий возрастет. Это связано как с расширением присутствия крупных международных банков развития (например, Европейского банка реконструкции и развития), так и с созданием в 2007 году государственного Банка развития и внешнеэкономической деятельности (на базе Внешэкономбанка). Последний призван стать инструментом государственно-частного партнерства и финансировать на долгосрочной основе инвестиционные проекты, отвечающие приоритетам экономического развития России.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в прошлом году поддержал 83 инвестиционных проекта в России на общую сумму 2,3 миллиарда евро. Самый крупный кредит (5 млрд руб.) был предоставлен концерну «Фольксваген» на строительство завода в Калуге. Также были поддержаны инвестиционные проекты в области коммунальной инфраструктуры (Сургут, Уфа, Казань). Особо значимым событием для банка стало выделение кредитного финансирования компании «Гражданские самолеты Сухого» на производство российского регионального лайнера «СуперДжет», что соответствует отраслевым приоритетам развития российской промышленности. Примечательно, что более 90 процентов операций ЕБРР осуществлялись в российских регионах.
Создание Банка развития и внешнеэкономической деятельности должно исправить «перекос» в отраслевой структуре заемного финансирования в России. Высокодоходные проекты в добывающей промышленности не испытывают проблем в привлечении кредитов, в том числе западных банков, в то время как высокорискованные проекты в обрабатывающей промышленности и инфраструктуре недофинансируются. Внешэкономбанк предполагает участвовать в инвестиционных проектах путем финансирования на возвратной основе (кредиты, займы, осуществление лизинговых операций), выдачи гарантий и поручительств, участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также поддержки экспорта (страхования экспортных кредитов и гарантийная поддержка). Претендовать на получение средств банка смогут только те проекты, которые соответствуют основным направлениям инвестиционной политики (устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, развитие инноваций, повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка экспорта промышленной продукции и услуг), а также отраслевым приоритетам (авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство специальных сталей, деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс).